В чем опасность головной боли у ребенка? Головная боль у детей: почему болит голова у ребенка Сильная головная боль у ребенка причины.

Головная боль (цефалгия) у детей входит в пятерку наиболее частых обращений к врачу. Жалобы могут начаться с двухлетнего возраста, и, по данным педиатров, уже 45–50 % семилетних детей испытывают периодические головные боли. А в возрасте 15 лет до 80 % детей при осмотре жалуются на головные боли.

В нашей стране врачи обычно ставят страдающему цефалгией ребенку один из диагнозов:

  • синдром вегетативной дистонии;
  • гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышения внутричерепного давления);
  • нестабильность шейного отдела позвоночника;
  • последствия черепно-мозговой травмы (посттравматический арахноидит).

К сожалению, по данным медиков, у 35 % детей правильный диагноз вообще невозможно поставить, так как не получается классифицировать боль согласно критериям МКБ (Международной классификации болезней). В результате во многих случаях назначается терапия, ничего общего не имеющая с истинной причиной боли и чаще обладающая эффектом плацебо. К счастью, у детей огромные восстановительные возможности организма.

Виды головных болей

По Международной классификации детских головных болей от 2013 года выделяют первичные и вторичные головные боли. К первичным относятся головная боль напряжения (до 40 % от общего числа зарегистрированных жалоб у детей), мигрень (до 25 % в структуре головной боли) и кластерная головная боль (которая скорее казуистика, чем норма). К вторичным - головные боли при инфекциях (чаще всего - инфекциях верхних дыхательных путей), объемных новообразованиях, сосудистых мальформациях (врожденных нарушениях кровеносной системы), травмах и связанные с психогенными факторами.

Также головные боли могут быть вызваны проблемами со зрением, например близорукостью, своевременно не отслеженной родителями и врачами. В целом у детей цефалгии чаще носят вторичный характер.

По проявлениям врачи различают:

  • острую повторяющуюся головную боль (самые частые причины: мигрень, эпилепсия);
  • острую диффузную (инфекционной этиологии, системная патология, субарахноидальное кровоизлияние, менингит);
  • острую локализованную (синуситы, травма, офтальмологическая патология);
  • хроническую прогрессирующую (серьезная неврологическая патология - объемное образование или сосудистая патология, хроническая гидроцефалия, абсцессы, интоксикации);
  • хроническую непрогрессирующую (депрессия, тревога и другие психологические факторы);
  • смешанную головную боль (мигрень плюс другие причины).

Рост распространенности головных болей у детей в последние полвека, с одной стороны, обусловлен серьезными изменениями в образе жизни: увеличением интенсивности нагрузок в школе, нарушениями режима сна, питания, снижением физической активности, длительным пребыванием за компьютером, ростом числа стрессовых воздействий. С другой стороны, по-прежнему актуальны медицинские проблемы, связанные с отсутствием своевременной диагностики заболеваний и эффективного планирования лечения.

Особенности цефалгии у детей

Возьмем, например, мигрень. Все неврологи, которые читали книги Джоан Роулинг или смотрели экранизацию, сходятся в одном - вымышленный герой, Гарри Поттер, явно страдал распространенной формой мигрени, которая называется «мигрень с аурой» (хотя в порыве энтузиазма врачи придумали по меньшей мере 7 причин, способных вызывать боли у персонажа, начиная от субарахноидального кровоизлияния, заканчивая неправильным подбором очков).

У мальчиков мигрень начинается чаще в возрасте 6–7 лет, у девочек дебют заболевания приходится на 10–11 лет. При этом в семье точно есть страдающий мигренью человек (если мигрень у матери - вероятность ее у ребенка 60–70 %, если у отца - 30 %, у обоих родителей - 90–95 %). У детей, как правило, нет характерной боли в половине головы и нет характерного «взрослого» приступа. Приступы могут быть очень короткими (до нескольких минут) и... навсегда пройти с возрастом!

В свое время СМИ много писали на тему того, что у актера Дэниэла Рэдклиффа тоже часто бывают приступы, «из-за которых ему приходится горстями глотать таблетки». Появился даже термин «хогвартская головная боль», им называют цефалгии, связанные с непривычным для современных детей занятием - быстрым чтением большого объема информации. Например, увесистые книги плодовитой писательницы (первая 309 страниц, последующие до 870), «запоем проглатываемые» школьниками, оказались для них тяжелым испытанием.

Кстати, вы помните, кому в книге жаловался Гарри на головные боли? Правильно - никому! Как и большинство детей, к сожалению...

Основные триггеры (провокаторы приступа)

Родителям нужно знать, что цефалгию у детей чаще всего провоцируют следующие факторы:

  1. Стресс (как положительные, так и отрицательные эмоции) и мышечное напряжение. Кстати, регулярная аэробная нагрузка «до второго пота» - но никак не «до седьмого»! - хорошо укрепляет нервную систему и снижает число приступов по крайней мере вдвое. А вот значительные физические нагрузки и выраженное мышечное напряжение (например в мышцах шеи при чтении) - наоборот провоцируют приступы. Выше я уже писала про «чтение запоем», но то же самое относится к увлечению компьютером и спортом - все хорошо в меру. А ведь у некоторых детей режим дня расписан более интенсивно, чем у взрослого!
  2. Нерегулярное питание. Отсутствие полноценного завтрака или обеда является очень частой причиной головной боли у детей. Чтобы существенно снизить количество приступов, необходимо нормализовать режим питания.
  3. Несоблюдение режима дня. Врачи называют это «мигрень утра понедельника». Все родители знают о важности гигиены сна, но мало кто следует рекомендациям врачей на практике. Между тем правильный режим засыпания и длительность сна 8–10 часов очень важны для эффективной помощи всем детям с головными болями. «Плавающий» режим дня тоже является выраженным провоцирующим фактором цефалгий.
  4. Некоторые продукты могут вызвать приступ цефалгии у детей: это сыр, шоколад, цитрусовые, фастфуд, мороженое, аспартам, газированные напитки с красителями, сосиски, копчености, не адаптированные для детей йогурты и практически все продукты, содержащие кофеин.

Нужно заметить, что головная боль сама по себе является стрессом как для ребенка, так и для его родителей, поэтому помните, что тревожное ожидание приступа боли тоже может этот приступ спровоцировать!

Трудности диагностики

Ребенок практически до подросткового возраста не может внятно объяснить свои жалобы (боль пульсирующая? сжимающая? давящая? какая? - нет ответа. Это считается ограниченным описанием паттерна головной боли и затрудняет диагностику), кроме того, дети часто путаются в локализации боли.

Врач не может применить ВАШ (визуальную аналоговую шкалу боли). Для ребенка поставить 4 балла или 8 по этой шкале может быть совершенно непонятным процессом или игрой. Он может не жаловаться именно на головную боль а предъявлять какие-то неспецифические жалобы (усталость, потемнение в глазах, тошноту), что при ассоциации с другими заболеваниями также может слишком далеко завести врача в его предположениях.

Поможет в диагностике прежде всего внимательность родителей. Нужно вспомнить (для этого лучше всего вести дневник) и лаконично рассказать врачу, как долго, на протяжении какого периода (недели, месяцы) отмечаются головные боли, с какой регулярностью болит голова, каким образом и как сильно, где локализуется боль, что именно влияет на ее появление (голод, физическая нагрузка) и ослабление, сопровождается ли головная боль другими жалобами (тошнота, головокружение, свето- и звукобоязнь), как выглядит ребенок при приступе (побледнение, покраснение лица, темные круги под глазами), какие лекарства принимает ребенок. Иногда можно попросить ребенка нарисовать его боль. Рисунок может многое рассказать специалисту.

Вести ли ребенка на МРТ?

Надо заметить, что у детей, у которых врач-невролог не нашел никаких тревожных симптомов при неврологическом осмотре, чаще всего (в 99 %) не находят никаких отклонений и при аппаратных исследованиях (КТ, МРТ). Но не стоит забывать об этом единственном проценте. Поэтому если доктор настаивает на нейровизуализации - нужно сделать ее как можно скорее.

Абсолютными показаниями для МРТ служат:

  • головная боль более 6 месяцев без ответа на проводимое лечение;
  • сочетание боли с отклонениями в неврологическом статусе;
  • ночная головная боль с пробуждениями;
  • головная боль в сочетании с нарушениями сознания, зрения и рвотой;
  • отсутствие в семейном анамнезе мигрени;
  • отягощенный семейный анамнез.

Когда срочно нужно к врачу

Родители должны знать, что головная боль у ребенка опаснее всего, если:

  • боль началась в возрасте младше 5 лет;
  • когда количество приступов резко (менее чем за 2 месяца) увеличилось;
  • боль локализуется в затылочной области;
  • носит распирающий и внезапный характер;
  • имеет выраженную интенсивность.

Не верьте, что у детей не бывает инсультов! «Громоподобная» головная боль, разросшаяся в течение минуты до крайне интенсивной, чаще всего имеет причиной сосудистую катастрофу в мозге. Ребенок должен быть доставлен в больницу как можно быстрее.

Средства скорой помощи

Необходимость в обезболивающем препарате появляется, если приступ не проходит в течение 30–40 минут отдыха (для мигрени - 20 минут) или короткого сна, также если боль неинтенсивно нарастает. Важно знать, какие препараты можно использовать, чтобы снять боль у детей. К подходящим средствам относятся ибупрофен (детский нурофен и т. п.) и ацетаминофен (парацетамол и т. д.) в возрастных дозировках. Для детей старше 5 лет после приема лекарства (таблетки или суспензии, свечи или укола) обязателен прием жидкости не менее 300 мл.

Нельзя использовать препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту, метамизол натрия, но-шпу и комбинированные анальгетики (особенно - содержащие кофеин и фенобарбитал), так как в возрасте до 15 лет они редко, но могут приводить к достаточно тяжелым осложнениям. Если головная боль не купируется приемом простых анальгетиков, необходимо обратиться к специалисту для подбора эффективной и безопасной терапии. Ноотропы и витамины при головной боли выполняют роль плацебо! Не пичкайте ими детей без нужды!

Валентина Саратовская

Фото thinkstockphotos.com

Жалобы на головную боль нередки у детей и подростков. Это могут быть единичные случаи или периодически повторяющиеся приступы, но в любом случае головная боль (цефалгия) у ребёнка не должна оставаться без внимания родителей и врачей, так как может являться признаком серьёзного заболевания.

Непосредственно ткани головного мозга болевых рецепторов не имеют, за возникновение неприятных ощущений «отвечают» нервные окончания шейного отдела позвоночника и мозговых оболочек, мышц лица и шеи и др.

Головная боль – симптом множества различных патологий и может появляться в любом возрасте ребёнка. В то же время у младенцев и детей младше 3-5 лет цефалгия нередко длительное время остаётся нераспознанной, так как маленькие пациенты не могут сформулировать свои жалобы.

Возможные причины головных болей у детей:

  • мигрень;
  • злокачественные и доброкачественные новообразования головного мозга;
  • воспалительные заболевания ЦНС (центральной нервной системы) – менингит, энцефалит, арахноидит и др.;
  • нарушение уровня внутричерепного давления (чаще всего – гидроцефалия);
  • эпилепсия;
  • поражение ЦНС вследствие воздействия токсических веществ: лекарственные средства, алкоголь, никотин, химически активные вещества, органические яды, угарный газ и мн. др.);
  • черепно-мозговые травмы различной степени тяжести;
  • ЛОР-патологии (синусит, фронтит, отит и др.);
  • врождённые пороки структур головного мозга;
  • головная боль напряжения;
  • острые вирусные и бактериальные инфекции, сопровождающиеся гипертермией и интоксикацией;
  • хронические заболевания других органов и систем ребёнка (почек, печени, сердечно-сосудистой системы, органов кроветворения и др.);
  • неправильная очковая коррекция нарушений зрения;
  • острый кариес и его осложнения (пульпит, пародонтит, периостит);
  • неврозоподобные состояния;
  • патологии черепных и лицевых нервов;
  • врождённые и приобретённые деформации позвоночника и костей мозгового и лицевого черепа;

Цефалгия у детей младшего возраста

Особенностью течения цефалгии у младенцев и детей до 3-4 лет является то, что зачастую ребёнок не может высказать свои жалобы.

Чаще всего причиной возникновения болевого синдрома становится гидроцефалия, интоксикация, врождённые патологии сосудов и тканей головного мозга и другие заболевания. Приступ болей может сопровождаться такими явлениями, как:

  • беспокойство и раздражительность ребёнка;
  • отказ от пищи;
  • напряженный плач, усиливающийся при изменении положения тела и головы, шумовых и световых раздражениях;
  • спонтанные вскрики и вздрагивания;
  • частые срыгивания и рвота;
  • выбухание и пульсация родничка;
  • скованность тела и конечностей;
  • запрокидывание головы и др.

Подобные симптомы не должны оставаться без внимания родителей и служат поводом для немедленного обращения к врачу.

Головная боль у детей 6-10 лет и подростков

Цефалгия у детей данной возрастной категории может иметь острый приступообразный и хронический характер и является признаком различных заболеваний. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины головных болей.

Сосудистая цефалгия – является симптомом таких заболеваний как (вегето-сосудистая дистония), гипотония, гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия и др. Характерными являются пульсирующие, тупые, ноющие, распирающие головные боли, чаще локализующиеся в затылочной области. Цефалгия сопровождается тошнотой, потемнением в глазах, головокружением, бледностью кожных покровов.

Мигрень . Возрастные пики заболевания приходятся на 6-7 и 12-14 лет и соответствуют началу школьного обучения и пубертатному периоду в жизни ребёнка. Болезнь характеризуется приступами острой пульсирующей головной боли продолжительностью до 2-3 часов. Нередко начало приступа предвещает так называемая аура: зрительные нарушения, вялость и отсутствие аппетита, шум в ушах, головокружение, онемение лица и кончиков пальцев и др. Боль может иметь односторонний и двухсторонний характер, сопровождаться рвотой, приносящей облегчение.

Головная боль напряжения является самой распространённой у детей школьного и подросткового возраста. Возникновение её связано с психо-эмоциональным перенапряжением, неправильным положением корпуса и головы при сидении за партой, компьютерным столом, излишней зрительной нагрузке (длительное нахождение ребёнка перед телевизором, монитором), неправильной очковой коррекцией нарушений зрения, стрессом, чрезмерными физическими нагрузками. Головная боль носит сдавливающий характер, не имеет четкой локализации, может сопровождаться тошнотой и головокружением.

Цефалгия при воспалительных заболевания ЦНС носит тяжелый характер и сопровождается рвотой, судорогами, потерей сознания, различными неврологическими нарушениями. Боль отличается высокой интенсивностью, усиливается при перемене положения тела ребёнка, воздействии световых, тактильных и шумовых раздражителях. В тяжелых случаях заболевания ребёнок находится в «позе легавой собаки» — на боку, с приведёнными к телу согнутыми конечностями и запрокинутой головой. Данные симптомы служат поводом для немедленного обращения за экстренной медицинской помощью.

Цефалгия нередко является единственным ранним признаком опухолей головного мозга . Зачастую такие головные боли появляются по утрам, носят стойкий характер и сопровождаются многократной, не приносящей облегчения рвотой.

Черепно-мозговые травмы и посттравматические состояния нередко сопровождаются головными болями. Даже в отсутствие видимых повреждений черепа ребёнок жалуется на локализованную или разлитую головную боль, сопровождающуюся головокружением, тошнотой, рвотой, нарушениями зрения. В тяжелых случаях приступ может сопровождаться судорогами и потерей сознания.

Психогенная цефалгия может иметь приступообразный (продолжительностью до 2 недель) и постоянный характер. Чаще всего психогенной цефалгией страдают дети 8-13 лет. Болевые ощущения умеренные, тупые, сдавливающие, без четкой локализации. Различные стрессовые, конфликтные ситуации провоцируют начало приступа.

Первая помощь при головной боли у ребёнка

В первую очередь необходимо выяснить причину головной боли. Если известно заболевание, вызвавшее цефалгию (ОРВИ, отит, гайморит и др.), то правильное лечение основной патологии избавит ребёнка и от головной боли. Помимо этого, родители могут принять меры, облегчающие приступ цефалгии:

  • обеспечить ребёнку отдых в затемнённом помещении с доступом свежего воздуха;
  • исключить световые и звуковые раздражители;
  • если ребёнок голоден – предложить ему немного легкой пищи;
  • приём препаратов на основе ибупрофена или парацетамола в дозировке, соответствующей возрасту ребёнка.

Если вышеуказанные меры не приносят облегчения в ближайшие часы, необходимо обратиться за медицинской помощью. Также поводом для незамедлительного врачебного вмешательства являются такие особенности головной боли у ребёнка, как:

  • высокая интенсивность болей;
  • приступы цефалгии чаще 1 раза в месяц;
  • ночные и утренние боли;
  • сопутствующие симптомами: головокружение, тошнота и рвота, нарушение зрения, изменения психики, нарушения сознания, координации, чувствительности и др.;
  • менингиальные знаки – гипертермия, «поза легавой собаки», судороги, потеря сознания, неврологические симптомы.

Диагностика причин головной боли

В каждом случае возникновения приступообразной или хронической цефалгии у детей необходимо выяснить её причину. Только квалифицированный медицинский работник может проводить диагностику и назначать лечение головных болей у детей. При первичном приёме педиатр выполняет тщательный осмотр ребёнка, сбор жалоб, анамнеза жизни и болезни.

В дальнейшем могут быть назначены консультации других специалистов (невропатолога, психиатра, окулиста, ЛОР-врача, стоматолога, онколога и др.) и обследования, включающие в себя:

  • лабораторные анализы крови и мочи;
  • рентген исследования – КТ (компьютерная томография), контрастная ангиография, рентгенография;
  • МРТ (магнитно-ядерная томография);
  • ультразвуковая диагностика – УЗДГ (ультразвуковая допплерография), ЭхоЭГ (эхоэнцефалография), дуплексное сканирование и др.;
  • радиологические исследования – ОФЭКТ (однофотонная эмиссионная компьютерная томография), ПЭТ (позитронная эмиссионная томография) и др.

Родителям детей, жалующихся на головную боль, не следует затягивать с визитом к лечащему врачу. Ведь ранняя диагностика и своевременно начатое лечение являются основным залогом успешного лечения всех заболеваний, вызывающих цефалгию у ребёнка.

Ребенок дошкольного возраста слабо дифференцирует источник болей и может жаловаться на головную боль при заболеваниях ушей, глаз, при болях в области шеи и т. д. Ребенок младшего возраста может и вовсе не жаловаться на боль в голове, но о наличии боли можно догадаться по страдальческому выражению лица, по мотанию головой либо, напротив, по ее напряженной фиксации. Иногда головная боль выражается плачем, повышенной раздражительностью ребенка. Нередко дети при головной боли пытаются сжимать голову руками, дергают себя за волосы. И лишь в школьном возрасте жалобу на головную боль можно считать достоверной.

Для выяснения причин головной боли очень большое значение имеет наблюдение близких за особенностями поведения ребенка. Нужно постараться уточнить локализацию головной боли: в лобном, височном, теменном, затылочном отделах, в области глаз, ушей, носа. Важно выяснить распространенность боли: односторонняя или диффузная. Важной является и характеристика головной боли: внезапная или постепенно нарастающая, острая или тупая, проходящая самостоятельно или после приема обезболивающих либо успокаивающих средств. Родители могут заметить сопутствующие головной боли проявления: побледнение или покраснение лица, слабость, вялость или возбуждение, тошноту, рвоту, головокружение. Ну и конечно, очень важно постараться уловить связь появления головной боли с какими-то обстоятельствами: стрессовой ситуацией, физической нагрузкой, утомлением, поездкой в транспорте, приемом каких-то препаратов.

Огромное число заболеваний, сопровождающихся головной болью, можно объединить в 3 большие группы: общие заболевания ребенка, заболевания головного мозга и заболевания немозговых отделов головы.

Головная боль у ребенка может быть при различных заболеваниях: при аденоидных разращениях, менингите, энцефалите, арахноидите, при воспалении придаточных пазух носа, при отравлениях, обмороках, при простуде и т.д. Часто головная боль возникает у ребенка при лихорадочном состоянии, при чрезмерно долгом пребывании на солнце. Нередко головные боли у ребенка возникают вследствие физического или умственного переутомления (к примеру, ребенок очень долго играл с другими детьми в какие-то подвижные игры, долго был в состоянии психического напряжения, выполняя домашнее задание, и т. п.). Поскольку головная боль в большинстве случаев - всего лишь один из симптомов основного заболевания, излечение ребенка от этого заболевания тут же приводит к тому, что головная боль исчезает. Устранение других причин головной боли также быстро приводит к улучшению самочувствия ребенка. .

При каких общих заболеваниях у ребенка бывает головная боль?

Головными болями сопровождаются многие острые инфекционно-воспалительные заболевания: грипп, ангина, пиело- и гломерулонефрит, рожистое воспаление, воспаление легких и др. Головная боль в этих случаях возникает на фоне интоксикации в период высокой температуры тела, характеризуется разлитым характером, уменьшается на фоне приема жаропонижающих средств, обладающих и обезболивающим действием (калпол, парацетамол, панадол, эффералган и др.), продолжается несколько дней и проходит по мере улучшения самочувствия ребенка.
У некоторых детей школьного возраста бывают приступы очень интенсивных головных болей, локализованных в одной половине головы, сопровождающиеся светобоязнью, тошнотой и рвотой, - мигрень . После рвоты головная боль обычно проходит. Иногда такие приступы головной боли у детей сочетаются с расстройством зрения, болями в животе. Приступ продолжается несколько часов и заканчивается сном. В период головной боли ребенку необходим максимальный покой (затемненное помещение, тишина), обильное дробное щелочное питье, средства, улучшающие мозговое кровообращение (вазобрал, ницерголин), обезболивающие средства (баралгин, пещалгин и др). Для детей с мигренями предпочтительны молочно-растительная диета, ограничение в рационе животных жиров, исключение субпродуктов (печени, почек, мозгов), какао, кофе, шоколада, шпината, зеленого горошка. Таких детей оберегают от избыточных психоэмоциональных нагрузок, стрессов. С целью предупреждения приступов мигрени применяют пизотифен, лизурид, метисергид.

Что такое обморок?

Одним из возможных проявлений НЦД являются обмороки - кратковременные потери сознания, обусловленные внезапным ухудшением кровоснабжения головного мозга. Обмороки могут возникать у детей с лабильной нервной системой при сильных эмоциях, испуге, при голодании, в душном помещении, при резком переходе тела из горизонтального положения в вертикальное, при быстром повороте головы. Часто потере сознания предшествуют слабость, головная боль, головокружение, потемнение в глазах, шум в ушах, головокружение, тошнота, онемение рук и ног. Лицо ребенка обычно бледнеет, покрывается холодным потом, мышцы слабеют (снижается тонус), зрачки расширяются, дыхание и пульс учащаются, снижается артериальное давление, затуманивается сознание. Кроме НЦД причиной обмороков может быть серьезное заболевание мозга, сердечно-сосудистой системы. Поэтому в случае повторных обмороков ребенка необходимо обследовать у невропатолога, кардиолога, окулиста.

При обмороке, вызвав врача, уложите ребенка без подушки с приподнятыми ногами; освободите грудь от стесняющей дыхание одежды; проветрите помещение; обрызгайте лицо ребенка холодной водой; ватку, смоченную в нашатырном спирте, поднесите к носу и разотрите ею виски ребенка. Когда ребенок придет в себя, напоите его крепким сладким чаем.

Какие заболевания головного мозга нужно исключить, если у ребенка часто болит голова?

Если сильная головная боль появилась внезапно, локализуется в височной, лобной областях или охватывают всю голову, если одновременно началась многократная рвота, появился озноб и поднялась очень высокая температура, не исключено, что у ребенка воспалительное заболевание головного мозга (энцефалит ) или его оболочек (менингит ). Если у ребенка при этом нарушено сознание и возникают судороги, этот диагноз очень вероятен. Дети жалуются на сильную боль в задних отделах шеи. Попытка пригнуть голову ребенка к груди сопровождается сильной болью и напряжением мышц-разгибателей шеи. Нередко дети лежат, запрокинув голову назад.

Менингит и энцефалит - очень серьезные заболевания, способные закончиться самым печальным образом. Срочно вызовите врача, и, если подозрения подтвердятся, ребенка придется срочно поместить в инфекционную больницу для интенсивного лечения.

Головная боль, появившаяся после травмы головы, сопровождающаяся тошнотой, а может быть, и рвотой, позволяет заподозрить у ребенка сотрясение или ушиб головного мозга . Могут быть и другие симптомы: головокружение, нарушения зрения. Появление этих симптомов обусловлено отеком мозга, а может быть - кровоизлиянием в мозг. Ребенка нужно уложить в горизонтальное положение, приложить холод к области головы и вызвать врача. Возможно, ребенка придется поместить в больницу минимум на 10 дней, в течение которых он будет на постельном режиме, будет получать мочегонные (диакарб с аспаркамом), успокаивающие средства (настойку пустырника, валерианы, микстуру с бромом). После выписки из больницы в течение 1-2 месяцев ребенок должен будет принимать препараты, улучшающие питание мозговых клеток (пиридоксин, глютаминовая кислота и пр.) и кровоснабжение мозга (кавинтон, винпоцетин). При отсутствии своевременного лечения может сформироваться посттравматическая энцефалопатия, при которой головные боли могут продолжаться месяцами.

Головная боль - постоянный спутник повышенного внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии ), которое может быть обусловлено повышенной продукцией спинно-мозговой жидкости, сниженным ее рассасыванием либо нарушением ее циркуляции. Эти наращения у детей старше 3 лет, как правило, имеют приобретенный характер и развиваются после повреждения мозга в родах, после сотрясения мозга или после инфекций мозга. Диагноз может быть подтвержден рентгенологическим исследованием черепа, нейросонографией, компьютерной томографией мозга. Лечение будет назначено невропатологом в зависимости от механизма повышения внутричерепного давления.

При каких еще заболеваниях у ребенка бывает головная боль?

Частой причиной головной боли у ребенка является воспаление околоносовых пазух черепа (лобной, гайморовой). Чаще при этом головная боль появляется по утрам из-за заполнения пазух гноем и повышения в них давления. Характерно усиление головной боли при опущенной вниз голове. Иногда головная боль носит односторонний характер - на стороне поражения. Типична заложенность носа и слизисто-гнойные выделения из носа, преимущественно с той же стороны. Возможно повышение температуры тела. Ребенка следует показать оториноларингологу. Диагноз может подтвердить рентгенологическое исследование пазух носа. Лечение направлено на улучшение оттока из пазух носа (називин, галазолин, виброцил), разжижение носовой слизи (рино-флуимуцил), при гнойном процессе потребуется назначение антибиотика и, возможно, промывание пазух носа.

Дети младшего дошкольного возраста нередко жалуются на головную боль при воспалении среднего уха (остром отите ). Обычно отит у детей является осложнением насморка, сопровождается повышением температуры тела. Боль локализована на стороне воспаленного уха. Ребенок вертит головой, подергивает больное ухо рукой. Диагноз поможет установить оториноларинголог, объем лечения будет зависеть от формы отита (катаральный, гнойный, геморрагический).

До осмотра врача вы можете закапать в нос ребенка капли, уменьшающие отек слизистых оболочек (галазолин, називин, тизин и др.) и, если нет выделений из уха, можно закапать в слуховой проход обезболивающие капли (отинум, отипакс). При сильной боли ребенку следует дать обезболивающие средства (парацетамол, анальгин) и «поставить» на ухо полуспиртовой компресс. Для этого марлевую салфетку смачивают водкой или полуразведенным спиртом и через предварительно сделанную прорезь надевают на ушную раковину. Сверху салфетку закрывают компрессорной бумагой или целлофаном (также с прорезью), затем накладывают слой ваты и завязывают платком. Компресс ставят на 4 часа.

Не частой, но очень неприятной причиной головной боли может быть невралгия верхней ветви тройничного нерва . Боль при этом очень интенсивная, односторонняя, усиливается при малейшем прикосновении к коже и даже к волосам. Характерно усиление боли при надавливании в височной области (место выхода этой ветви тройничного нерва из черепа). Ребенку следует дать обезболивающее средство, сделать сухой теплый компресс на височную область и необходимо обратиться к невропатологу.

Ребенок может жаловаться на головную-боль при герпетических высыпаниях на волосистой части головы. Боль может быть столь интенсивной, что ребенок не позволяет прикоснуться к волосам. При осмотре кожи головы под волосами можно обнаружить элементы сыпи. Элементы обрабатывают кремом зовиракс, следует обратиться к дерматологу.

Изредка у детей причиной головной боли бывает рожистое воспаление кожи волосистой части головы. При этом под волосами можно обнаружить покраснение и отек кожи с четко ограниченными контурами. Характерны повышение температуры тела, озноб, интоксикация. Заболевание протекает тяжело, нередко приходится лечить ребенка в инфекционном отделении.

Основу терапии составляют антибактериальные средства.

Головная боль у детей может возникать при нарушении зрения (близорукость, астигматизм). Характерно, что боль появляется после занятий, требующих напряжения зрения. Боли появляются приступами, локализованы в области лба или глазниц и сопровождаются ухудшением зрения. Диагноз может подтвердить окулист. Лечение состоит в коррекции зрения.

Безусловно, мы рассмотрели только наиболее частые причины головных болей у детей. Как вы убедились, головная боль может быть как эпизодическим симптомом, так и проявлением тяжелого заболевания. Не следует также забывать, что у некоторых детей жалобы на головную боль могут являться всего лишь поводом для уклонения от занятий в школе. Но даже в этом случае эту жалобу нельзя оставлять без внимания. Ребенок с головными болями нуждается в обязательном врачебном обследовании.

  • в обязательном порядке снять с ребенка любую физическую или психическую нагрузку, предоставить ему возможность полежать, отдохнуть (но отдыхать следует лежа на высокой подушке, чтобы кровь не приливала к голове). Можно совершить непродолжительную пешую прогулку на свежем воздухе. Если причина головной боли в чрезмерно долгом пребывании на солнце, ребенку рекомендуется отдохнуть в тени, в прохладе;
  • организовать вокруг ребенка спокойную обстановку, дать ему возможность поспать. Наиболее целительно при головной боли действует сон на свежем воздухе - на веранде, в саду. Когда ребенок укладывается спать в помещении, предварительно следует это помещение проветрить. Если позволяют время года и погода, спать ребенок должен при открытой форточке или при открытом окне;
  • разговаривать с ребенком о приятном, помечтать, отвлечь его от мыслей о головной боли. Можно пообещать ребенку новую игрушку; можно дать съесть ему что-нибудь вкусненькое (но немного, поскольку головная боль зачастую сопровождается тошнотой, и прием пищи может вызвать рвоту);
  • прежде чем прибегать к помощи болеутоляющих средств, мама может попробовать применить другие средства, облегчающие головную боль или способные устранить ее полностью. Так, например, очень эффективен может быть массаж. Рекомендуется слегка помассировать ребенку виски, лоб, затылочную область, заднюю поверхность шеи, надплечья;
  • ребенку старше 6 лет, страдающему от головной боли, давать для приема внутрь болеутоляющие средства. К таким средствам относятся анальгин, ацетилсалициловая кислота (аспирин), аскофен, цитрамон, парацетамол и др. Может помочь ребенку избавиться от головной боли и но-шпа;
  • прибегнуть к отвлекающей терапии. В качестве очень эффективных отвлекающих процедур можно рекомендовать теплые общие ванны, горячие ручные ванны, горячие ножные ванны горячий душ на область шеи (на так называемую «воротниковую зону»), теплый общий душ, холод на область лба и т. д. Названные процедуры вызывают перераспределение крови в организме - кровь отливает от головы, и гол9вная боль либо уменьшается, либо исчезает совеем. В качестве отвлекающего средства могут быть использованы горчичники; в случае сильной головной боли их рекомендуется ставить на затылочную область или на заднюю поверхность голеней; можно умыть ребенка очень теплой водой, данная процедура также оказывает отвлекающее действие, причем очень быстрое. Если поставить ребенку на лоб горячий компресс, головная боль также может быстро сойти на нет;
  • зачастую от головных болей помогает быстро избавиться очистительная клизма. Объясняется это следующим: из толстого кишечника удаляются токсические вещества, которые, всасываясь вместе с водой, могли быть причиной головной боли или могли усиливать головную боль;

Головная боль у детей – довольно частый, но достаточно трудный для оценки симптом. Различают функциональные и симптоматические головные боли. При симптоматических головных болях можно установить причину их возникновения. При функциональных головных болях чаще всего не удается выявить структурные нарушения, которые вызвали данное состояние.

Нередко головная боль сопровождается повышенной раздражительностью или плачем ребенка. Пики головной боли у детей проявляются обычно в шесть-семь лет (в период адаптации к школе) и в тринадцать-пятнадцать лет (во время полового созревания). В школьном возрасте жалобу ребенка на головную боль можно считать достоверной.

Причины головных болей у детей

Для выяснения истинной причины головной боли огромное значение имеет наблюдение взрослых за особенностями поведения ребенка. Если ребенок жалуется на головную боль, то сначала необходимо уточнить локализацию боли (в теменном, височном, затылочном, лобном отделах, в области глаз, носа, ушей). Дети дошкольного возраста при головной боли дергают себя за волосы, сжимают голову руками. Не менее важна и характеристика боли: постепенно нарастающая либо внезапная, тупая или острая, проходящая сама по себе либо только после приема успокаивающих или обезболивающих средств. Родители должны заметить, сопровождается ли головная боль у ребенка покраснением или побледнением лица, возбуждением или вялостью, слабостью, рвотой, тошнотой, головокружением. Появление сильных головных болей у ребенка может быть связано с физической нагрузкой, стрессовой ситуацией, приемом каких-либо лекарственных средств, поездкой в транспорте, переутомлением.

Огромное количество болезней, которые могут сопровождаться головной болью, можно объединить в три основные группы – общие болезни ребенка, болезни головного мозга и болезни других отделов головы.

Сильной головной болью у детей могут сопровождаться инфекционно-воспалительные болезни в остром периоде (ангина, пиелонефрит, грипп, воспаление легких, рожистое воспаление). Головная боль в этом случае возникает на фоне общей интоксикации организма при повышенной температуре тела. Обычно она исчезает после приема жаропонижающих препаратов с обезболивающим действием (Парацетамол, Эффералган, Калпол).

Причиной головных болей у детей могут быть стрессы, психические и физические нагрузки, конфликты в семье и школе, перенапряжение, спазмические зажимы мышц плечевого пояса и шеи. Боль сжимающего, давящего характера обычно распространяется на затылочную и лобную часть, постепенно охватывая всю голову. При этом она не усиливается при физической нагрузке. Подобная боль чаще всего проходит самостоятельно после прогулки, сна, разминки. Если головная боль этого вида проявляется чаще ста дней в году, то необходимо провести обследование организма ребенка.

Сильные головные боли у детей могут возникать при растяжении стенок, нарушении мозгового кровообращения и тонуса сосудов мозга. Такая боль может носить распирающий, пульсирующий, давящий характер. Обследование поможет установить первопричину подобных головных болей.

При чувствительной психике причинами головных болей у детей могут быть нежелание посещать школу, врача, доедать кашу. От боли этого вида может помочь психотерапевт или психиатр. Родители должны помочь организовать ребенку правильный режим дня, обеспечить стабильный эмоциональный фон, снизить эмоциональные и физические нагрузки.

Если ребенок жалуется на головную боль, и при этом она сопровождается поносом, рвотой, головокружением, покраснением или побледнением кожи, то причиной такого состояния может быть мигрень. При мигрени нередко проявляется светобоязнь. Перед глазами появляются разноцветные круги или зрительная картинка полностью выпадает. Приступ мигрени может длиться от получаса до пяти часов.

Внезапная сильная головная боль у ребенка, локализованная в лобной, височной областях либо охватывающая всю голову может свидетельствовать о воспалительном заболевании оболочек мозга (менингите) или мозга в целом (энцефалите). Одновременно с болью обычно начинается многократная рвота, озноб, значительно повышается температура тела.

Если сильная головная боль у ребенка появилась после травмы головы, а вслед за болью появилась тошнота и головокружение, то можно заподозрить ушиб или сотрясение головного мозга.

Нередко причиной головных болей у детей является воспаление гайморовой или лобной околоносовых пазух черепа. При этом боль чаще всего появляется по утрам, при повышении давления в пазухах (при заполнении их гноем). Дети младшего школьного возраста иногда жалуются на боль в голове при остром отите (воспалении среднего уха). Головная боль также может возникать при герпетических высыпаниях, при рожистом воспалении волосистой области головы, при нарушении зрения, а также при невралгии верхней ветви тройничного нерва.

Лечение головной боли у детей

Для облегчения головной боли у детей в домашних условиях необходимо снять любую физическую или психическую нагрузку, слегка помассировать виски, поставить ребенку на лоб теплый компресс, предоставить ребенку возможность поспать на свежем воздухе.

Перед началом лечения необходимо выяснить точную причину возникновения головной боли. Сначала врач должен внимательно изучить жалобы, историю развития болезни, внимательно осмотреть ребенка. Дополнительные исследования не понадобятся, если полученные при осмотре данные свидетельствуют о головной боли напряжения или мигрени. Лабораторные и инструментальные исследования просто необходимы при выявлении в ходе обследования признаков органического поражения центральной нервной системы.

Для лечения головной боли у детей обычно применяют парацетамол. При длительном лечении применяются дигидроэрготамин и бета-блокаторы. Дигидроэрготамин назначается с постепенным увеличением дозы в течение шести-восьми недель. При повышенной склонности к припадкам целесообразно ограниченный период времени принимать противосудорожные препараты (фенитоин, карбамазепин). Если ребенок склонен к рвоте при приеме лекарств, то препараты лучше всего вводить в форме суппозиториев.

Видео с YouTube по теме статьи:

Петрухин А.С.

Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: – Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

Профессор Петрухин А.С.: – Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.

Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.

И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.

И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.

Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.

Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.

И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.

Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.

Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.

Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.

И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.

Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.

И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.

Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.

Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.

Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.

Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.

Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.

При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.

Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.

Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.

(0)
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины