Что такое анималотерапия и в чем ее польза для детей? Лечение собаками и питонами: чем эффективна и опасна пет-терапия Зоотерапия для детей.

Иначе терапия животными называется пет-терапией, или анималотерапией. Эти объединяющие термины содержат еще до десяти разных названий, характеризующих отдельные группы животных.

Направление лечения психических расстройств и различных нарушений физического и личностного характера путем «общения» человека со специально обученным животным, было разработано еще в 18-м веке.

Происхождение метода

Терапия животными начиналась с использования в качестве первых лекарей обыкновенных прирученных собак. Появились неожиданные помощники впервые в 1796 году в филантропической клинике для психически больных людей, организованной усилиями британского гуманиста Уильяма Тьюка.

Подобный метод лечения не перекликался с общепринятыми научными стандартами и встретил бурное сопротивление со стороны общественности. Однако изучение психического состояния пациентов клиники спустя непродолжительное время после введения в состав персонала четвероногих помощников значительно поубавил агрессивные нападки противников из числа консерваторов.

Было доказано, что, общаясь с животными на примитивном тактильном уровне и получив возможность оказывать минимальный уход за собаками (выгуливая их, расчесывая, участвуя в кормлении), больные стали спокойнее реагировать на окружающие раздражители. Появились даже случаи возвращения бывших пациентов клиники к полноценной социальной жизни.

Но влияние консерватизма того времени оказалось слишком сильным, и методу не позволено было развиться в официальное направление медицины.

Произошло это только в середине 20-го века. Американский психиатр Борис Левинсон, проводивший сеансы терапии у себя на дому, был поражен, увидев реакцию одного из своих маленьких пациентов, девятилетнего аутиста, на внезапно вошедшую в кабинет собаку врача, которую обычно держали взаперти. Не шедший ни с кем на контакт, ребенок стал играть с большим псом и позволять тому прикасаться к себе, что означало уже беспрецедентный прорыв в лечении.

С этого момента Джингл стал участвовать в большинстве встреч доктора с пациентами и душевное состояние многих из них заметно улучшалось.

Коллегам Левингстона, встретившим новый метод терапии животными с насмешками, пришлось унять критику, когда стало известно, что сам Фрейд использовал своего пса Йофи в качестве основного помощника во время сеансов психиатрической помощи.

Суть зоотерапии

Основное направление терапии животными - работа с детьми и подростками, имеющими трудности в общении или нарушения моторно-двигательных функций. Последнее, ставшее очень важным, использование метода – это адаптивная терапия детей с синдромом Дауна. Животные, как будто перенимая на себя возможности больного ребенка и двигаясь всегда на шаг впереди, вместе с ним преодолевают важные шаги в социализации личности и физическом развитии.

Психологический аспект метода составляет 90 % положительного результата терапии с помощью животных. Ребенок, уставший от серьезного лечения, воспринимает сеансы общения с четвероногим другом как поощрение, радостное событие, игру, которая позволяет ему примерить на себя новые роли.

Животное не способно ответить, но оно чутко реагирует на любые звуки и прикосновения, поэтому пациент не испытывает стресса от чувства непонимания, не волнуется от того, что встретит агрессию или насмешки. Он раскрывает себя наиболее полно и сам инициирует побуждение к действию – к началу диалога с людьми или к первым самостоятельным шагам.

Нередки случаи, когда серия из 10-15 сеансов терапии животными сопоставляется по значению с полным курсом сильных антидепрессантов или ноотропов, но при этом лишена огромного количества побочных эффектов и противопоказаний.

Следующие 10 % успеха зависят от стимуляции на физиологическом уровне. Например, в процессе дельфинотерапии тело ребенка погружается в воду и на рефлекторном уровне начинает взаимодействовать со стихией, выполняя простейшие движения. Находящийся рядом специально обученный дельфин усиливает это взаимодействие, вынуждая пациента проявлять усиленную моторику для удобства взаимной игры.

Приблизительно тот же эффект, но с небольшими нюансами, наблюдается при общении с другими животными – везде используется всесторонняя стимуляция.

Формы анималотерапии

Терапия животными не всегда имеет преднамеренный характер. Такая ситуация возможна, если дома имеется собственный домашний питомец, общение с которым приносит членам семьи удовольствие. Эту роль могут исполнять и экзотические животные, но чаще всего можно услышать о целебном воздействии на человека кошки или собаки. Такая форма непреднамеренного лечения называется «ненаправленной терапией домашними животными».

Другая форма – направленная терапия - подразумевает вовлечение в процесс обученного четверолапого лекаря. Животные, прежде чем получить допуск к нуждающимся в лечении людям, проходят многократные испытания на стрессоустойчивость, терпеливость, отсутствие агрессии. С ними постоянно занимаются специалисты, а сами животные содержатся в условиях повышенного комфорта.

Основные функции метода

Животная терапия (иппотерапия, ихтиотерапия и т. д.) преследует основные цели, которые необходимо достичь в течение одного или нескольких курсов лечения. Условно общий эффект анималотерапии можно разделить на ряд узконаправленных функций, однако следует понимать, что даже при выборе только одного направления пациент так или иначе получает весь «спектр услуг», поскольку животное будет «выкладываться» полностью.

  • Взаимодействие на психофизиологическом уровне. Формируется на базе тактильного контакта с питомцем, в играх, в процессе ухода за любимцем.
  • Психологическое воздействие. Складывается из разных ситуаций, но чаще всего используется для развития в пациенте чувства ответственности, для отвлечения от серьезных проблем, для повышения самооценки и ощущения собственной значимости.
  • В целях реабилитации после травм или для частичного устранения врожденных физических и умственных патологий.
  • Расширение зоны комфорта для людей, имеющих фобии и серьезные комплексы, мешающие социальной адаптации.

Доказано, что общение с домашним животным как с членом семьи помогает людям справиться с депрессиями и чувством одиночества. Для многих пациентов, страдающих антропофобией (боязнью людей), безгласный собеседник даже стал пропуском в активную полноценную жизнь в обществе.

Показания

  • диагнозы ДЦП, аутизм;
  • психические расстройства, неврозы;
  • нарушение работы органов речи, слуха и зрения;
  • недоразвитие двигательных, умственных, психических функций;
  • синдром Дауна;
  • врожденные или приобретенные пороки сердца и сосудов;
  • родовые и прочие травмы.

Отдельно направляют на дельфино- и иппотерапию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Виды терапевтического воздействия животными

Как называется терапия животными с указанием конкретного вида особи? На территории Российской Федерации официально применяются следующие виды лечения с помощью животных:

  • Ихтиотерапия – общение с дельфинами в их родной, водной среде.
  • Канистерапия – работа с собаками различных пород.
  • Иппотерапия – общение с лошадью и верховая езда.
  • Фелинотерапия – взаимодействие с кошками. Чаще всего используется в виде ненаправленного лечения.

Наиболее универсальной и распространенной считается канистерапия, однако в процессе длительного лечения детей с врожденными пороками различной этиологии, стараются воспользоваться всеми видами терапии с животными. В работе с детьми, лишенными возможности передвижения, могут использоваться также реалистичные изображения животных и записи издаваемых ими дружелюбных звуков (например, песни дельфинов).

Канистерапия

Для каждого отдельного случая канистерапевт подбирает особую собаку в соответствии с характером пациента и назначением врача. Для подростка или взрослого человека, имеющего проблемы с социализацией, выбираются крупные особи спокойных, флегматичных пород. Такого же пса порекомендуют родителям малоактивных детей – на него можно будет лечь, подолгу его гладить и ощупывать.

Веселых, активных собачек, используют для групповых и индивидуальных занятий с подвижными, энергичными детьми. Один час такой игры поможет выплеснуть ребенку накопившуюся энергию, наполнить его положительными эмоциями, снять агрессию, плаксивость, угрозу истерических припадков.

Нередко собак используют для снятия ранних страхов, связанных с неприятным опытом общения с другими животными. Подсознательно именно образ собаки ассоциируется у человека с верностью, беззаветной преданностью, надежной дружбой, поэтому даже глубина детской фобии, как правило, не выдерживает нескольких сеансов подобной терапии.

Дельфинотерапия

На ихтиотерапию направляются не только люди с неутешительными диагнозами, но и беременные женщины, и даже те, кому не удается зачать ребенка. Все дело в ультразвуках, которые дельфины издают в виде отрывистых, клекочущих криков или протяжных, щелкающих песен – сила их воздействия настолько велика, что в дельфинарии с несколькими переговаривающимися животными может выйти из строя чувствительная аппаратура! На человеческий организм дельфиньи беседы производят только положительное воздействие, и особо тонко это чувствуют дети.

Дельфинотерапия подразумевает короткие, не более 25 минут, сеансы общения с животными. И этого времени, помноженного на 8-10 встреч, хватает для длительного положительного эмоционального запаса. Тактильная терапия с животными только усиливает эффект, а дети охотно гладят бока и плавники этих необычных лекарей.

Иппотерапия

Кроме уникального воздействия на тазовые мышцы от неторопливой поездки верхом в специально оборудованном седле лошади, общение с этим удивительным животным наполнено позитива и спокойного умиротворения.

Для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата ощущение движения, связанное с непосредственной близостью могучего животного, является уроком безграничного доверия и открытием новых возможностей. Постепенно уверенность в собственных силах и чувство защищенности в процессе общения с лошадью перерастает в бесценный опыт общения в социуме.

Фелинотерапия

Об энергетическом потенциале домашней Мурки, знают все. Так же как и о невероятной способности кошки распознавать слабые места человеческого организма. Кошка улавливает психоэмоциональный фон контактирующего с ней человека, при получении тревожных импульсов своими ласками вынуждает хозяина к тактильному ответу в виде поглаживания. В эти минуты организм человека неконтролируемо посылает ответную реакцию – усиленный синтез окситоцина, который при попадании в кровь вызывает психоэмоциональное ощущение нежности, любви, желания делать добро.

Люди, имеющие в анамнезе болезни сердца и сосудов, замечают, что после общения с кошкой показатели АД часто приходят в норму, тахикардия прекращается, уходят сердечные боли. Инсулинозависимые диабетики ощущают меньшую потребность в препаратах для снижения сахара, так как основная причина повышения уровня глюкозы – стрессы – подавляется в присутствии питомца.

В доме, где есть маленькие дети и одновременно проживает кошка, реже сталкиваются с педиатрическими и ЛОР-заболеваниями, аллергиями, желудочными расстройствами.

Противопоказания к проведению метода

Противопоказаниями к зоотерапии выступают как общие, так и местные факторы. Общими считаются:

  • острые инфекционные заболевания у человека;
  • заведомо отрицательный настрой к подобному лечению;
  • тяжелые расстройства психики.

К местным противопоказаниям можно отнести индивидуальную непереносимость шерсти, слюны, перхоти животного, а также негативную реакцию конкретной особи, с которой предполагается проводить лечение. В последнем случае специалисту придется заменить животное, так как хорошего результата при отрицательном отношении пациента к животному добиться невозможно.


Зоотерапия - вид психотерапевтического лечения, при котором пациент тесно общается с животным. Во всем мире вместо обозначения направления психотерапии «зоотерапия» больше используется термин пет-терапия (в переводе «любимое животное»). Каждое из отдельных методик зоотерапии по-своему оказывает влияние на человека, но их благотворное воздействие несомненно и давно доказано. Существует множество направлений зоотерапии, но самых известных из них несколько.


Феллинотерапия

Название этого вида зоотерапии происходит от латинского «кошка». По своей сути это милое животное является домашним физиотерапевтическим приспособлением. Всего несколько минут поглаживания по шерстке способны снизить артериальное давление и намного уменьшить риск инфаркта и повторного инсульта.
У людей после общения с животным наблюдается состояние, как после медитации. Поглаживая кошачью шерсть, мы получаем электростатическое воздействие, которое затем через нервные рецепторы поступает в мозг. Замечено, что именно люди с психическими патологиями реагируют на кошек без малейшего раздражения.
Мурчание усатых животных происходит в диапазоне до 50 Гц. Аналогичные воздействия ультразвуком используются в официальной медицине для скорейшего заживления костей. Множество исследований уже доказало тот факт, что владельцы мурок живут дольше остальных людей. Еще бы, ведь кошка - это настоящий эликсир молодости.


Канистерапия

Этот вид зоотерапии - психотерапевтическое лечение с помощью самых верных и преданных друзей человека: собак. Их целебное воздействие на психику заметил еще Гиппократ. Сегодня этих животных используют для психотерапевтического лечения душевнобольных, депрессий и неврозов. Вообще, главное предназначение использования собак в психотерапии - это снятие стрессов.
Американские ученые доказали, что воздействие животных на больных с тревожными расстройствами по сравнению с классическими методами эффективнее на порядок. Собаки способны почувствовать эпилептический припадок и гипогликемию (критическое снижение глюкозы у больных сахарным диабетом) у члена семьи за 20 минут и беспокойным поведением показывают это.
Пожилым людям собака предоставляет возможность самореализоваться. Рядом с животным они чувствуют себя значимыми, и появляется смысл жить. Кроме того, собаки отвечают потребностям одинокого человека в общении.
Для детей наиболее развитое сегодня направление психотерапии с подключением к лечению собак - это улучшение состояния больных аутизмом, ДЦП, с синдромом Дауна и олигофренов. Даже на тяжелых стадиях заболеваний после этого вида зоотерапии замечается развитие умственных и эмоциональных реакций, двигательных функций и появление контакта.


Эта разновидность зоотерапии - лечебная езда верхом, которая сильно отличается от конного спорта. Во время езды организм человека мобилизуется как физически, так и психологически. Активизация вышеперечисленных процессов происходит на рефлекторном уровне, благодаря чему иппотерапию можно использовать для маленьких детей. Особое место в этом виде зоотерапии занимают детские болезни - ДЦП и аутизм, которые великолепно поддается лечению с помощью лошадей.
Поездки на лошадях благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы. А вдобавок - море положительных эмоций и снятие стресса после зоотерапии. При спокойном темпе езды задействуются все группы мышц человека. Попутно укрепляется позвоночник, так как с него снимается часть нагрузки.
Существует еще один интересный момент - так как температура тела у животного выше, то в момент езды происходит воздействие разгоряченными мышцами спины лошади на тело человека. За счет такого пассивного массажа тренируются мышцы и суставы (особенно для женщин с гинекологическими проблемами). Причем происходит это все на свежем воздухе и с помощью поездок верхом можно укрепить иммунитет.

Пет — терапия (от английского pet — домашнее животное, питомец) или зоотерапия — это психотерапевтический метод воздействия на человека с помощью животных.

Впервые собаки — терапевты появились в больнице для душевнобольных, которую в 1796 году открыл британский филантроп Уильям Тьюк.

Лечение там было основано на принципах гуманизма, и присутствие собак, как отмечали врачи, положительно влияло на больных: у них снижались проявления агрессии и частота приступов.

Но как метод пет — терапию открыли только во второй половине XX века. Идею предложил психотерапевт из Нью — Йорка Борис Левинсон (Boris Levinson). Среди его пациентов был Джонни, 9-летний мальчик с аутизмом, который с большим трудом шел на контакт. Однажды в кабинет неожиданно забежала собака Левинсона, Джингл. Ребенок вдруг подошел к ней и начал гладить. Родители Джонни попросили, чтобы собака присутствовала и на следующих сеансах.

Левинсон был удивлен, насколько успешней пошла работа. Это навело его на мысль использовать собак и кошек в детской психотерапии. Сначала коллеги поднимали Бориса Левинсона на смех.

Критика стихла, когда из опубликованных документов стало известно, что Фрейд нередко позволял своей чау — чау Йофи присутствовать на сеансах и считал, что она помогает установлению доверия с пациентом. Спустя 10 лет Левинсон провел опрос среди коллег и выяснил, что из 319 психологов 16% используют в работе «ассистентов» — животных…

Цель пет — терапии

Любой владелец домашнего животного знает, какое положительное влияние тот оказывает на психологическое и физическое состояние хозяина. Это сугубо направленная пет — терапия.

А вот профессиональную пет — терапию оказывают подготовленные специалисты с обученными, уникальными животными по разработанным программам. Уникальными, потому что не все виды животных могут оказывать пет — терапевтическое воздействие на человека, да и не все животные.

В пет — терапии зачастую используют кошек, кроликов, лам, лошадей и дельфинов. Бесспорное лидерство среди животных — терапевтов принадлежит собакам. Пет — терапия с их участием называется канистерапией.

Спектр показаний для канистерапии очень широк. Пет — терапией пользуются люди с ограниченными физическими возможностями, с аутизмом и ДЦП, нервно — мышечными, психическими и другими заболеваниями. Собаки способствуют быстрейшему выходу из депрессивных состояний. Актуальной остается пет — терапия в реабилитации людей после психологических травм и страхов.

Канистерапия как метод пет — терапии

Пет — терапевтические методы часто выступают как вспомогательные в работе специалистов психологов или психотерапевтов.

Среди прочих методов пет — терапии канистерапия является самой эффективной. Почему? Оказывается в нашей генетической памяти собака ассоциируется с доверием, защитой и заботой. В одном исследовании детям от года до двух лет показывали фото разных симпатичных животных. Улыбку у всех без исключения детей вызвала только собака.

Общение с собакой помогает человеку восстановить утраченные ресурсы, приобрести внутреннее равновесие и гармонию

Для пет — терапии тренеры выбирают животных определенного психотипа. Если говорить о собаках, то терапевтами становятся только устойчивые к внешним раздражителям собаки. Они должны спокойно реагировать на большое количество людей, на резкие движения и звуки, они также должны уметь быстро выходить из стресса. Наконец, собаки — терапевты просто любят людей.

Собаку для пет — терапии подбирают индивидуально

Для детей с ДЦП более эффективно терапия пройдет с флегматичной собакой, на которую можно поставить ногу или даже полежать на ней. В случаях, когда ребенок боится собак лучше использовать маленькую и спокойную, которая не будет прыгать и лаять. Гиперактивным детям для пет — терапии подходят веселые, активные и игривые собаки, с которыми они могут выпустить энергию.

На терапии с ребенком могут работать двое взрослых — психолог и тренер собаки, канистерапевт. Встречаются психотерапевты со своей обученной собакой — терапевтом.
Со взрослым клиентом сеанс пет — терапии может проходить без сопровождения тренера собаки. На сеансе собака или любое другое животное, по существу, выступает посредником или связующим звеном между клиентом и психологом.

Человеку собака помогает расслабиться, получить поддержку и открыться. В свою очередь психологу работа с пет — терапевтом позволяет, минуя рациональные, часто ложные, рассуждения, сразу идти вглубь проблемы клиента.

Другие виды пет — терапии, лечения животными

Иппотерапия
Метод пет — терапии и реабилитации людей с помощью лошадей. Рекомендуется такая терапия людям, страдающим психическими и поведенческими расстройствами. Она повышает психологическую устойчивость, снижает проявления депрессии и тревоги.

Фелинотерапия
Не секрет, что кошки прекрасно снимают стресс и восстанавливают наше душевное равновесие. Открыл фелинотерапию или терапию с помощью кошки ветеринар из Тулузы Жан-Ив Гоше (Jean-Yves Gauchet).

Он утверждает, что мурлыканье кошки способствует выработке «гормона счастья» — серотонина. Однако фелинотерапия не получила широкого распространения в связи с тем, что кошки на новом месте могут вести себя непредсказуемо.

Дельфинотерапия как метод пет — терапии показана детям с аутизмом, синдромом Дауна и ДЦП. Плавание с дельфинами способствует восстановлению клеток и функций мозга, которые отвечают за те или иные нарушенные физиологические процессы.

Анималотерапия, она же пет-терапия, она же зоотерапия – разновидность психотерапевтической помощи, при которой используются животные. Пионером анималотерапии считают американского детского психиатра Бориса Левинсона, которому и принадлежит термин «пет-терапия».

В 60-х годах прошлого столетия он обнаружил, что пациенты идут на поправку быстрее, если во время сеанса рядом с ними находятся собаки. Спустя десятилетие после этого в клинике в Огайо уже появилась первая пет-терапевтическая программа, а терапия с помощью собак оформилась в отельную дисциплину – канистерапию.

Наталия Густова узнала, используется ли анималотерапия в России, при каких заболеваниях она может помочь и каким должен быть правильный пет-терапевт.

Пет-терапия не должна заменять основное лечение

Для России анималотерапия сравнительно новый метод (около десяти лет существует в РФ), сейчас ее активно применяют в своей работе психологи, педагоги и реабилитологи. Этот метод эффективен тем, что позволяет вовлечь пациента в работу с минимальными усилиями, рассказывает соучредитель центра зоотерапии «Дверь в лето» Юлия Стрельская.

«Животные – отличные мотиваторы. Благодаря своей эмоциональности они превращают даже самые сложные занятия фактически в игру. Причем, это работает и с детьми, и со взрослыми, особенно с пожилыми людьми, которым обычно очень сложно заставить себя работать», – отмечает Юлия Стрельская.

Например, дети с ДЦП в основном все с психологическими травмами после предыдущих реабилитаций, а прохождение ЛФК для них каждый раз испытание. Несмотря на то, что западные специалисты уже давно против боли при реабилитации – это замедляет процесс восстановления, многие российские инструкторы по-прежнему считают боль и ломку показателем эффективности. В результате ребенок получает посттравматический стресс, в случае работы с животными все обстоит иначе.

«На наших занятиях ребят учат переворачиваться, садиться, вставать, ходить, обслуживать себя, заниматься самостоятельно. Методика нашего центра предполагает использование современных методик реабилитации, основанных на знании человеческого тела и исключающих болевой синдром», – отмечает соучредитель центра зоотерапии. Максимум, что может испытывать ребенок – это неприятные ощущения в мышцах, которые проходят, если расслабиться, говорит она.

Для детей с различными заболеваниями все виды общения с животными при правильном подходе вполне могут приносить пользу, соглашается доктор медицинских наук, профессор кафедры физиологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, научный эксперт фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Николай Алипов.

«Такой метод не должен использоваться ни в коем случае не как замена и не в ущерб единственному виду коррекции, признанному ВОЗ как единственно эффективному методу - прикладному анализу поведения. Поэтому степень общения с животными, в том числе до уровня терапии, обязательно должна обсуждаться с курирующим поведенческим аналитиком», – говорит он.

За помощью к собаке, кошке и … питону

Стоит отметить, что научных исследований, которые могли бы доказать эффективность пет-терапии, в настоящее время недостаточно. Пока ученые, выясняют насколько полезно общение с животными, сами реабилитологи и психологи все активнее используют братьев наших меньших в своей работе. Специалисты обращаются за помощью к животным в самых разных ситуациях – от депрессии и бессонницы до серьезных сердечных заболеваний, ДЦП и онкологии.

В анималотерапии есть множество направлений. Например, иппотерапия – общение с лошадьми и реабилитация с помощью верховой езды. Ее используют для лечения аутизма, церебрального паралича, инсульта, рассеянного склероза, при различных травмах и психических расстройствах. Еще один вид — орнитотерапия или терапия птицами. Она помогает при депрессии и неврозах, а также болезнях желудка – достаточно просто сидеть у клетки и слушать их пение.

Хорошими помощниками в лечении ДЦП, раннего аутизма, неврозах, нарушениях памяти и депрессивных расстройствах являются дельфины. В Крыму существует специальный Институт дельфинотерапии. Для того, чтобы получить дозу такого необычного лечения, достаточно иметь минимальные навыки нахождения в воде.

Многие из нас даже не подозревают, что ежедневно проходят курс фелинотерапии. Именно так называется терапия кошками. По мнению британских медиков, кошка в доме уменьшает риск инфаркта миокарда. А немецкие ученые выяснили, что те, у кого всю жизнь в доме были кошки, живут в среднем на десять лет дольше. Кроме этого, кошки считаются отличными психотерапевтами – помогают справиться с депрессией и бессонницей.

Самым популярным и распространенным видом является канистерапия – терапия с помощью собак. Они помогают лечить многие болезни, например, аутизм, ДЦП, болезнь Альцгеймера. Также собаки помогают эпилептикам – они предсказывают наступление приступа за несколько минут.

Во многих странах собак часто используют в домах престарелых. Эти животные помогают пожилым победить депрессию и страхи, а также снизить рассеянность. Канистерапия может использоваться в работе с детьми с девиантным поведением, говорят специалисты.

«Эффективность канистерапии напрямую зависит от компетенции канистерапевта и уровня подготовки собаки-терапевта. Для канистерапии собаки должны проходить строжайший отбор, тестирование и подготовку со специалистами. После подготовки собаки проходят двухмесячную стажировку на занятиях проекта «Солнечный пес», – рассказывает руководитель проекта «Солнечный пес», автор первой в России программы по канистерапии Татьяна Любимова.

Сам курс занятий должен быть не менее 5-6, а лучше 10, рекомендует она. Есть дети, которые занимаются в центре много лет.

Среди посетителей центра – пациенты в возрасте от полугода до 24 лет с разными диагнозами — и расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, ДЦП, интеллектуальные нарушения, задержки речевого и психического развития. Есть дети со множественными нарушениями.

Помимо привычных собак и кошек, специалисты используют и необычных. Например, в центре зоотерапии «Дверь в лето» в Омске детей с аутизмом, ДЦП и задержками в развитии помогают лечить камерунская коза, морские свинки, белки и даже питон.

«Мы используем в терапии камерунских козочек, кроликов, морских свинок, питона и других рептилий, шиншилл, птичек. Разных детей цепляет разное – кто-то, опасаясь собак, охотно общается с травоядными козами, кто-то начинает контактировать благодаря интересу к мелким грызунам, а кто-то – рептилиям», – рассказывает Юлия Стрельская. Питон сам по себе очень хороший тренажер – помогает ребенку ощутить мышцы руки, отмечает она.

Специалисты на вес золота

Что касается специалистов, то с ними в пет-терапии дела обстоят не очень – они в дефиците. Во-первых, таких профессионалов не готовят в вузах. «Подобных специалистов не готовят в медицинских и педагогических институтах и на психфаках. Но любой пет-терапевт теоретически должен иметь какое-либо из этих образований. Этим обязательно надо поинтересоваться, если решите пойти на пет-терапию», – отмечает профессор кафедры физиологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова.

Соответственно, профессии «канистерапевт», как и «пет-терапевт», официально не существует, поэтому подготовка и компетенция таких специалистов часто остается на их совести, отмечают эксперты. Однако, есть специальные курсы, на которых можно получить специальный сертификат. Например, канистерапевтов готовят в рамках проекта «Солнечный Пес».

«Наши выпускники — «штучный товар», но это высококвалифицированные специалисты, способные решать самые разнообразные задачи», – отмечает Татьяна Любимова.

Качественная переподготовка специалиста с базовым медицинским, психологическим или дефектологическим образованием занимает два-три месяца. Она состоит из теоретического и практического курсов, стажировки с животными и сдачи экзаменов, поясняет эксперт. Еще одна причина нехватки специалистов связана с тем, что анималотерапия в России достаточно молодое направление, а центров, где ее используют можно пересчитать по пальцам.

Риски пет-терапии

Обращаясь за помощью к животным, нужно взвесить все за и против. Например, есть случаи, когда пет-терапия противопоказана – это наличие аллергии.

«Метод может быть неэффективен, если после ознакомительного периода ребенок не проявляет интереса к животным. При некупируемой агрессии к животным мы также отказываем в занятиях, поскольку это может усугубить состояние», – добавляет соучредитель фонда «Дверь в лето».

Кроме того, упор на терапию животными в качестве основного метода коррекции может привести к позднему началу поведенческой терапии, которую, как известно, надо начинать как можно раньше. Вмешательство в ее проведение приводить к потере не только времени, но и финансов и надежд, отмечает Николай Алипов.

Главное в пет-терапии – это компетентный специалист. Ведь от того, насколько он профессионален, будет зависеть результат лечения. И тут важно не навредить больному такой терапией.

«В первую очередь, опасность заключается в уверенности некомпетентных и безответственных людей, что достаточно привести собаку к больному человеку и получится терапия», – отмечает руководитель проекта канистерапии «Солнечный Пёс».

Как и в любом воздействии на больного, существует огромное количество нюансов, игнорирование которых может привести к печальным последствиям, прежде всего, к травмам. Причем увечья могут получить как пациент, так и животное, и сам специалист. Кроме этого, возможны сенсорные перегрузки у ребенка, если неверно рассчитывается время занятия и нагрузка.

«Вывод напрашивается простой, к которому пришел Незнайка: «Всякому делу учиться надо!» И подходить с ответственностью», – заключает Татьяна Любимова.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Г.Р. ДЕРЖАВИНА

Институт социальных и образовательных технологий

Кафедра общей психологии

Курсовая работа

Зоотерапия и её применение в практике психолога

Студентки 3 курса

вечернего отделения

Лавриновой Маргариты

Научный руководитель

к. пс.н. Левина Н.А.

Тамбов 2013

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ЗООТЕРАПИЯ

1 История возникновения понятия зоотерапия

2 Психотерапевтические возможности зоотерапии

1.3 Целебно действующие свойства животных на людей с болезнями и стрессами

4 4 основных вида зоотерапии

5 Функции зоотерапии

6 Возможные негативные влияния зоотерапии

Глава 2. АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗООТЕРАПИИ

1 Применение зоотерапии в практике за рубежом

2 Применение зоотерапиив практике психологов России

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время ни один из известных нам видов хобби не приобрел таких грандиозных масштабов, как увлечение домашними животными, которые приносят огромную радость для своих хозяев. Люди тянутся к взаимодействию с миром природы, что на практике чаще всего сводится к общению с домашними питомцами и животными в целом.

Лечение животными - точнее, лечение с участием животных - реально существует с эпохи мезолита. Именно тогда, около 10-5 тысяч лет до нашей эры, предки наших пуделей и доберманов зализывали раны своих первобытных хозяев

О том, что у наших братьев меньших есть определенные способности к врачеванию человеческих болезней, известно давно. Правда, методы лечения, которые рекомендовали древние медики, вряд ли можно назвать научно обоснованными. Так, в Китае считали, что кровь белой собаки излечивает умопомешательство, а черной - помогает женщине при родах. В Англии было популярно такое средство от кашля: выдернуть волос из своей головы, вложить его между двумя ломтиками хлеба с маслом и скормить этот бутерброд собаке, повторяя при этом: "Пусть мой кашель заберет собака!". Потом, конечно, подобные способы канули в лету, однако идея использовать животных в качестве помощников лекарей оказалась живуча.

Китайские мудрецы говорили: "Зверь - родня человеку, ибо испытывает те же пять главных чувств: голод, жажду, любовь, страх и боль". Они же указывали на лечебную "специализацию" кошек и собак: "Кошка - это животное холода. Она может забирать на себя болезни тепла, то есть те, которые сопровождаются воспалительными реакциями. Собаки - животные тепла. Они действуют на болезни холода, такие, как, например, рак, цирроз печени, артрозы".

Тысячи фактов убедительно говорят о том, что животные обладают удивительным даром исцеления людей. Нет, не только своими продуктами - медом, ядом, молоком, прополисом и пр. Как оказалось, животные умеют лечить и своей «звериной душой». Такое лечение называется анималотерапией или зоотерапией.

Объект исследования - зоотерапия.

Предмет исследования - зоотерапия как функция исцеления физиологических и психических заболеваний.

Цель исследования - установить влияние зоотерапии на физиологические и психические функции человека.

Задачи:

Провести теоретический анализ литературы по теме «Зоотерапия и её применение в практике психолога».

Раскрыть содержание основных понятий зоотерапии.

Проанализировать феномен зоотерапии в жизни человека.

Пронализировать феномен применения зоотерапии в жизни человека и в практике психолога.

Гипотеза - животные положительным образом влияют на физиологические и психические функции человека.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ЗООТЕРАПИЯ

1.1 История возникновения понятия «зоотерапия»

Зоотерапия - особый медико-психологический комплекс, осуществляемый при помощи животных, включающий компоненты физиологического и психологического воздействия.

Официально зоотерапия как метод была впервые использована в психиатрической больнице «Йорк Ретрит» в Англии в конце XVIII в. Сам же термин pet therapy (зоотерапия) впервые употребил американский психиатр Борис Левинсон, когда обнаружил, что его пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приемной во время сеанса лечения. Лечение с помощью животных (зоотерапия или анималтерапия) оформилось как особое направление в медицине в середине 50-х годов ХХ века.

Животные прекрасно чувствуют биополя и различают неуловимые для человека запахи. По сути, наши меньшие братья могут получать информацию на молекулярном и биоэнергетическом уровне. Исследования, проводимые в последнее время, подтверждают целительные способности наших лающих, мяукающих домочадцев, и других видов животных.

При продолжительных и регулярных контактах с животными, с помощью зоотерапии можно добиться положительных результатов в лечении многих болезней. Среди них такие как: детский церебральный паралич (ДЦП), олигофрения, задержка психического развития, наркомания, расстройства сердечно-сосудистой системы, аутизм, гиперактивность, болевой синдром, различные поражения головного и спинного мозга, рак, диабет, посттравматический стресс, депрессия, а так же снятие нервного напряжения и просто ежедневного стресса. С помощью зоотерапии можно так же бороться с негативными отклонениями в поведении детей и подростков.

Основным отличием методов зоотерапии от традиционных методов лечения является то, что пациенты настроены на общение с животным, а не на лечение. Люди переживают сильные положительные эмоции и искренне заинтересованы в продолжении лечения. В отличие от нашего отношения к неприятным, а порой и болезненным процедурам традиционной медицины.

1.2 Психотерапевтические возможности ззотерапии

На начальном этапе зоотерапии общение с животными рассматривалось как источник положительных эмоций и средство раскрепощения пациента при психологических проблемах. И если учесть, что положительные эмоции и, как следствие, комфортное психологическое состояние по определению суть продукт удовлетворения актуальных потребностей, то мы будем рассматривать психотерапевтические эффекты взаимодействий с животными именно с этой точки зрения.

К числу ведущих психологических потребностей человека, удовлетворяемых в контакте с животными, относятся:

потребность в реальной защите и/или психологической защищенности;

потребность быть защитником;

потребность в движении и активном образе жизни;

потребность в совместной активности;

потребность в функциональных взаимодействиях;

потребность в доминировании (реже - в подчинении);

потребность в общении;

потребность в познании специфики другого вида;

потребность в самоутверждении (по различным критериям).

Общение практически с любым животным предоставляет возможности удовлетворения следующих ведущих потребностей:

потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности, а также эстетические потребности;

потребность в общении;

потребность в социальных контактах (включая и отношения с хозяевами других животных);

Потребность в самоутверждении.

1.3 Целебно действующие свойства животных на людей с болезнями и стрессами

Случаев, когда домашние питомцы могут помочь своим хозяевам, много. Вот лишь некоторые из них:

1. При сердечно-сосудистых болезнях. Известно множество историй о том, как кошки спасали людей от сердечного приступа и гипертонического криза. Кошка может даже предупредить о возможном приступе. Владельцы кошек знают, что их любимцы иногда начинают ластиться, когда их хозяин сильно раздражен или находится в напряжении.

Английские врачи утверждают, что кошка в доме уменьшает риск повторного инфаркта миокарда. У человека, недавно перенесшего приступ, нормализуются давление и пульс после того, как он в течение нескольких минут погладит любимую кошку.

2. При стрессе и усталости. Кошки способны снять усталость, стресс, мигрень, понизить давление, нормализовать пульс. Отличными психотерапевтами и невропатологами считаются длинношерстные кошки - cибирские, ангорские, персидские, бирманские, норвежские лесные кошки, которые помогают людям, страдающим бессонницей, раздражительностью, депрессией.

При этом цвет кошки тоже влияет на ее целительные способности. С этой точки зрения черные кошки забирают у человека вдвое больше отрицательной энергии, чем кошки других цветов. Рыжие кошки сами отдают положительную энергию. Кошки кремового окраса “тонизируют” нашу энергетику, ну а серо-голубые - успокаивают. Белые же кошки - непревзойденные лекари по показателям. В Великобритании их даже продают в специальных аптеках.

3. При одиночестве. Не менее полезно и интересно общение с собаками. Часто собаку заводят, чтобы заполнить имеющийся у человека вакуум общения. Животное заменяет собой близкого человека. Собака всегда рада хозяину, ей неважно, богат он или беден, красив или нет,- она в восторге от самого факта его существования. Поэтому к собаке тянутся и взрослые, и дети, испытывающие недостаток безусловной любви.

Если у человека трудности в общении или психологические проблемы, ему нужна уравновешенная и спокойная собака - лабрадор, шарпей. Для общения с детьми хорошо подойдут колли, сенбернар, ньюфаундленд, ризеншнауцер, боксер и эрдельтерьер. А вот Екатерина II предпочитала левреток. Она брала их с собой в постель, утверждая, что эти маленькие собачки уменьшают боли в ногах и способствуют крепкому сну.

4. При аутизме. Собаки помогают лечить детей, больных аутизмом. Если в сеансах терапии участвует собака, проявления этого заболевания - например, уход в себя - у детей снижаются. Американские ученые также обнаружили, что люди с ограниченными возможностями в результате канистерапии начинают чувствовать себя менее одинокими и более независимыми, у них повышается самооценка, они становятся общительнее.

5. При нервном напряжении. Любые животные помогают преодолевать стресс и нервное напряжение. Связано это прежде всего с тем, что человек перестает концентрироваться на доминанте - зацепившей его внимание негативной мысли, и переключает свое внимание на животного. Изучение семейных пар в США показало, что те супруги, у которых есть животные, легче преодолевают семейные кризисы и разрешают конфликты, чем пары, у которых их нет. Частично это объясняют тем, что содержание животного дает возможность более близкого общения. Возникают общие интересы, которые сплачивают семью. Кроме того, многие люди “обсуждают” свои проблемы с питомцами, не боясь осуждения.

Психологи считают, что собака, выражая преданность хозяину, оказывает ему неоценимую психологическую поддержку, сравнимую с присутствием близкого человека. Если вы занимаетесь чем-то важным - например, пишете диплом или ищете работу - присутствие собаки поможет вам справиться с задачей.

6. Желтые канарейки против депрессии. По лечебному воздействию птиц не сравнить с кошками или собаками. Но если держать четвероногого питомца вы не можете, заведите пернатого друга. Пение канареек снимает напряжение, успокаивает нервы и повышает настроение. При неврозах, депрессии, гастрите, язве желудка полезно просто сидеть возле клетки, слушать мелодичные трели и наблюдать за птицами. А воркование волнистых попугайчиков облегчает боли в сердце.

7. Аквариумные рыбки для профилактики неврозов. Наблюдение за рыбками в аквариуме успокаивает и восстанавливает чувство душевного равновесия после нервных срывов и психологических потрясений. Рыбок полезно держать людям, страдающим неврозами и депрессией. А еще аквариум способствует созданию правильного микроклимата в помещении. Испаряющаяся вода увлажняет воздух, предохраняя обитателей квартиры от инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей. Люди, в чьих комнатах стоят аквариумы, практически не страдают от бессонницы.

8. Грызуны против комплексов. Заводить грызунов рекомендуют неуверенным в себе людям: общение с этими зверьками помогает преодолеть замкнутость и комплексы. Тактильный контакт с ними расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу и агрессию. Детей они учат бережному отношению. Присутствие маленького и беззащитного существа пробуждает в ребенке чувство ответственности.

1.4 4 основных вида зоотерапии

Во многих странах созданы специальные организации и центры, в которых проводится зоотерапия. Общение с животными помогает в лечении людей, страдающих физическими или психическими заболеваниями. Благотворное воздействие живых существ на наш организм признано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Существует множество видов зоотерапии, но мы рассмотрим лишь несколько видов, присущих практике психолога.

1. Иппотерапия.

Иппотерапия - это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. Основателем иппотерапии считается француз Ю. Лаллери, определивший метод как психосоматическую терапию, цели и задачи которой - помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным приспособиться к новым, изменяющимся обстоятельствам. Однако история иппотерапии гораздо длиннее. Так, С. Баркер пишет о том, что иппотерапию как самостоятельный метод психотерапии начали применять еще в 18 веке.

Можно сказать, что к настоящему времени ученые изучили факторы влияния движущейся лошади на организм всадника и пришли к выводу, что область применения лечебной верховой езды очень широка. Иппотерапия применима при нарушениях двигательной сферы, поражении органов чувств, психических заболеваниях, особенно таких, как шизофрения и эпилепсия, аутизм, при умственной отсталости, послеоперационной реабилитации, различных нарушениях социальной адаптации, девиантном поведении, ЗПР, афазии. Другие болезни, при который действенна иппотерапия - потеря слуха или зрения, рассеянный склероз, полиомиелит, ДЦП, атаксия.

Успех иппотерапии связан с несколькими факторами. Как показывают исследования (Д. Филлис, 1901; Б. Гржимек, 1977 и др.), лошадь восприимчива ко многим эмоциональным реакциям человека. Для нее не столь важны слова, обращенные к ней, сколько интонация, с которой они произносятся. Для лошади значимы внешний вид человека, его походка, жесты. У этого животного хорошая память, оно способно вырабатывать привычку. Ее поведение достаточно предсказуемо. Следовательно, хорошо подготовленная лошадь может давать всаднику ощущение стабильности. Это ощущение - основа для снятия страхов у детей. Особенно у тех, чье восприятие картины мира нарушено.

Важную роль в снятии страхов играет доверие. Доверяя лошади, всадник полагается на то, что она справится с теми изменениями в среде, которые неизбежно возникают и с которыми сам всадник пока справиться не в состоянии.

Человек, скачущий на лошади, попадает как бы в другую систему координат: ему постоянно приходится искать равновесие. Примерно так же, как он это делал, когда учился держать голову, сидеть, стоять и ходить. Лошадь становится его проводником в поисках чувства равновесия в изменяющихся условиях. Она является одновременно и средообразующим фактором и существом, помогающим адаптироваться к этой же среде. Можно предположить, что нечто похожее происходит с только что родившимся ребенком, попадающим в совершенно новую среду.

Иппотерапия обеспечивает развитие чувства собственной значимости и силы, когда пациент с ограниченными физическими возможностями избавляется от механической поддержки инвалидного кресла или костылей и способен передвигаться на сильном животном. Лошади также используются в психотерапии для повышения самооценки людей и улучшения социальной компетентности, мобилизации внимания, снятия депрессивного фона настроения и при многих других проблемах.

Верховая езда вызывает массу эмоций, ощущений, переживаний, затрагивающих не только высшие отделы коры головного мозга, но и глубинные структуры. Это способствует восстановлению нарушенных нервных связей, возникновению (формированию) компенсаторных механизмов в проведении нервных импульсов. Дети с восторгом рассказывают друзьям о своих любимцах, с удовольствием рисуют лошадей. Все это говорит о большой значимости лошади в их жизни.

2. Канистерапия.

Вид анималотерапии с использованием собак получил название канистерапии. Главной причиной, почему именно собака оказывает такое благотворное действие, является то, что ее отличительной чертой можно назвать преданность. Часто именно собака должна заполнить существующий в жизни человека вакуум общения. Животное выполняет функцию психологического замещения, восполняя собой отсутствие близкого человека. Кроме того, она всегда рада общению с человеком. Ей не важно, какая у него внешность и сколько денег, ее приводит в восторг сам факт его существования и возможность находиться рядом с ним. Это выгодно отличает собаку от отношения людей, которые всегда оценивают друг друга. Ее тяга к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой. И потому к собаке тянутся и взрослые, и дети, испытывающие недостаток безусловной любви, стремящиеся к свободному проявлению эмоций. Собачья жалость не воспринимается человеком как что-то унизительное, в ней видится только то, что хочется видеть, - сопереживание. Терапевты говорят, что больному человеку зачастую легче сначала наладить контакт с собакой, существом дружелюбным, привязчивым и благодарным, принимающим человека таким, каков он есть. Затем постепенно возникает и доверие к терапевту, а без такого доверия лечение неэффективно.

Реабилитация - самое развитое на сегодня приложение канистерапии. Собак приводят в качестве «доктора» в детские дома, дома инвалидов, дома престарелых, стационарные лечебные, реабилитационные, оздоровительные учреждения, и, путем контакта пациентов с собаками, игр, специальных процедур и упражнений добиваются порой значительного оздоравливающего эффекта: локализации стресса; улучшения самочувствия; нормализации АД и обменных процессов; изменения психологических показателей в позитивную сторону - снижения тревожности, повышения адаптивности, коммуникативности, ощущения неполноценности; уменьшают вероятность наступления и снимают депрессию; улучшают координацию движений больных ДЦП, многое другое.

Собаки незаменимы при работе с детьми, страдающими аутизмом. Используемые как один из компонентов терапии, они могут оказать огромное влияние на поведение таких детей. Присутствие или пассивное участие в терапии дружелюбно настроенной собаки совпадает с заметным улучшением в поведении детей и снижением проявлений аутизма, таких как погружение в себя. Присутствие собаки, игры с ней делают терапию более приятной и продуктивной и повышают вероятность того, что ребенок захочет продолжать психотерапию и будет прилагать усилия для выздоровления. Следует подчеркнуть, что реабилитация - это не терапия, как таковая, т. е. не лечебный процесс, целью которого является облегчение или устранение того или иного заболевания. Реабилитация - это комплекс различных мер по восстановлению автономности, адаптации, трудоспособности и здоровья людей с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний. Позитивное влияние собак в этой сфере несомненны. В большинстве развитых стран, повсеместно созданы институты, занимающиеся исследованием влияния собак на людей, проводятся международные конференции и семинары, посвященные методикам лечения с помощью животных.

3. Дельфинотерапия.

Взаимодействие с дельфинами является мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством. Основными аспектами, влияющими на пациента, являются общение и игровая деятельность. Известно, что для детей, имеющих различные психоневрологические заболевания, нарушения развития или перенесших различные психотравмы, характерны ощущения отчужденности, изолированности, сопровождающиеся страхами и затруднениями в общении. Дельфин со своей природной «анатомической» улыбкой, дружелюбием и интересом к ребенку способствует формированию контакта и закреплению позитивных коммуникативных моделей поведения. Невербальный характер общения между ребенком и дельфином облегчает задачу взаимодействия для ребенка, делает его естественным процессом. Важным элементом этого общения является тактильный контакт ребенка и дельфина. Телесный контакт, который является первичной формой взаимодействия ребенка с окружающей действительностью и, особенно с матерью, является терапевтически ценным механизмом установления эмоциональных взаимоотношений между животным и ребенком.

Установление близкого, дружеского контакта с дельфином является предпосылкой дальнейшего построения позитивных и конструктивных отношений с окружающими людьми, позволяет ребенку попрактиковаться в социальном взаимодействии. Общение с дельфином является мощным эмоциональным фактором, который стимулирует ребенка к освоению новых движений и поведенческих паттернов, а также делает его открытым к восприятию и закреплению позитивных социальных установок со стороны терапевта. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия с дельфинами, способствует подъему активности, улучшению настроения и общего состояния пациентов. Игра с дельфином является стимулом для развития психомоторной сферы и различных познавательных процессов. Благодаря дельфинам, у пациента мобилизуется волевая деятельность, возрастает мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов. Поэтому ребенок быстрее и эффективнее справляется с игровыми задачами, которые ставит перед ним психотерапевт. Дельфин является стимулом для концентрации внимания ребенка, улучшению процессов памяти, мышления и речи.

В результате сеансов дельфинотерапии ребенок расширяет границы своего мира, приобретает новый опыт общения и получает огромный положительный заряд, делающий его жизнь более живой, творческой и яркой.

4. Фелинотерапия.

Фелинотерапия (от латинского felis - кошка) - это методы профилактики и лечения различных заболеваний при помощи особого рода контактов с кошками.

Так, например, с учетом биофизических эффектов (наличия электростатического поля шерстного покрова, температуры и вибрации) кошкотерапии, поглаживание кошки левой или правой рукой формирует принципиально различные латеральные терапевтические эффекты.

Для реализации метода была разработана схема логических взаимосвязей, отражающая прогностические терапевтические эффекты, которые могут быть инициированы конкретным биофизическим эффектом фелинотерапии (рис. 1). Использование этой схемы расширяет возможности оптимизации выбора приемов фелинотерапии с учетом конкретной диагностической симптоматики.

Нередки ситуации, когда, придя уставшим к себе домой или в гости к тем, у кого есть кошки, мы вскоре замечаем, как зверек пытается залезть на руки или же лечь рядом, стараясь таким образом забрать нашу усталость и напряжение. Эти животные способны лечить человека при широком спектре заболеваний: помимо снятия нервного напряжения, кошка оказывает положительный эффект при аутизме, ДЦП, расстройствах сердечно сосудистой системы, неврологических болезнях, бессоннице, гипертонии, ревматизме и т.д. Если у вас невралгия или артрит, кошка безошибочно определяет больное место и старается прижаться к нему, согреть. Найдя больное место, кошка устраивается так, чтобы не причинить хозяину неудобства, и начинает мурлыкать. Этот тихий звук и вибрация теплого тельца обладают изумительной способностью усмирять боль. Иногда кошки выпускают коготки, и перебирать лапами, делая таким образом «целебный массаж». Кошки так же положительно влияют на продолжительность жизни своих хозяев.

1.5 Функции зоотерапии

Психофизиологическая функция заключается в том, что общение с животными способно избавлять человека от стресса, улучшать работу нервной системы и психики в целом.

Психотерапевтическая функция - общение с животными во многом способствует гармонизации их межличностных отношений.

Реабилитационная функция заключается в том факте, что контакты с животными служат дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром. Они помогают психической и социальной ее реабилитации.

Функция удовлетворения потребности в компетентности. Одной из самых главных потребностей человека можно назвать потребность в компетентности, которая выражается формулой "я могу".

Функция самореализации. Очень важной для любого человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала. Человек хочет быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.

Функция общения. Животные могут осуществлять эту важную функцию в процессе общения с ними человека.

1.6 Возможные негативные влияния зоотерапия

Анцупова пишет, что, несмотря на то, что влияние кошек на нервную систему и психологическое состояние людей очевидно, некоторые интернаты, дома престарелых, наркологические лечебницы все-таки отказываются от таких обитателей. Связано это, прежде всего с непредсказуемостью кошек, их некоторой отчужденностью («гуляет сама по себе»). Также отмечались случаи агрессивного отношения кошек по отношению к людям (думаю, что такие случаи единичны, да и к тому же здесь мы, несомненно, имеем дело с ненаправленным видом анималотерапии).

В случае с направленным видом мы имеем особым образом отобранных животных, прошедших специальную подготовку и дрессировку.

К.Э. Фабри дал определение этому понятию. Дрессировка осуществляется путем систематической тренировки животного, при которой подкрепляются требуемые двигательные реакции и их сочетания и упраздняются нежелательные движения. В результате дрессировки, как правило, вырабатываются прочные и четко скоординированные двигательные акты, достигающие подчас большой сложности. Выполняются они животным всегда в ответ на подаваемые человеком сигналы. Дрессировка находит также широкое практическое применение во многих сферах хозяйственной и военной деятельности человека (служебное и охотничье собаководство).

То есть, если мы имеем дело с дрессированным животным, то вероятность нападения его на человека практически сводится к нулю.

Более серьезный повод для беспокойства представляет угроза аллергических реакций людей на животных. Поэтому задачей терапевта будет выяснение у пациента (или у его родителей) наличия у него аллергической реакции на конкретное животное. И если все-таки аллергия присутствует, то стоит либо отказаться от терапии, либо продолжить, но уже с использованием образов (изображений, звуков).

Кстати Русский медицинский журнал отмечает, что контакт с домашними животными в раннем детском возрасте может являться защитным фактором против развития аллергической сенсибилизации и детских аллергических заболеваний. В исследованиях было показано, что в семьях фермеров в домашней пыли и постелях детей обнаруживаются более высокие концентрации эндотоксина по сравнению с семьями, не связанными с животноводством. Эндотоксины и другие микробные составляющие могут регулировать такие процессы иммунной системы, как продукция интерлейкина-12 и интерферона-, что в свою очередь приводит к развитию неатопического иммунного ответа в раннем детском возрасте. Задачей следующего исследования явилась проверка гипотезы о влиянии повышенной экспозиции к микробным эндотоксинам домашних животных в раннем детском возрасте на созревание иммунной системы у детей и уменьшение у них риска развития аллергических болезней.

В дальнейшем было установлено, что постоянный длительный контакт с домашними животными детей в возрасте до 5 лет был ассоциирован с наименьшей частотой встречаемости бронхиальной астмы (0,8%), сенной лихорадки (0,8%) и атопической сенсибилизации (8,2%). Более того, у детей, употреблявших свежее молоко в возрасте до 1 года и имевших контакт с домашними животными, по сравнению с теми, кто контактировал с ними в возрасте от 1 до 5 лет, был меньше риск развития бронхиальной астмы (1% против 11%), сенной лихорадки (3% против 13%) и атопической сенсибилизации (12% против 29%). Защита от развития бронхиальной астмы была фактором, независимым от эффекта в отношении атопической сенсибилизации.

Вообще, что касается птиц, то многие реабилитационные центры, интернаты и пр. стараются вообще не использовать в своей работе птиц по вышеописанной причине. Или же их использование сводится к минимуму - устанавливается одна-две клетки с попугаями или канарейками.

Итак, можно увидеть, что при направленном использовании анималотерапии и правильной работе терапевта негативные последствия можно практически исключить. Так, как животное - неотъемлемая часть этого метода психотерапии, то следует уделять ему огромную долю внимания - особый уход и специальные условия содержания.

Глава 2.

АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗООТЕРАПИИ

.1 Применение зоотерапии в практике зарубежом

В 1964 году Борис Левинсон (Boris Levinson), детский психиатр из Нью-Йорка, написал две брошюры, в которых рассказал о позитивном опыте применения зоотерапии. Случай этот, впрочем, был совершенно спонтанным: мальчик-аутист, с которым Левинсон работал долго и безуспешно, случайно увидел собаку доктора и попросил вместо сеансов позволить ему играть с псом. Чудесное преображение произошло в считаные дни: ребенок стал коммуникабельным, веселым и смог общаться со сверстниками. Вдохновленный доктор взял собаку себе в «напарники» и начал практиковать зоотерапию для лечения психических расстройств у детей. В 1977 году его методикой воспользовались психиатры Сэм и Элизабет Корсон (Sam and Elizabeth Corson) из Огайо: вместо стандартной терапии они предложили группе пациентов выбрать себе питомцев из соседнего приюта для собак и ежедневно проводить с ними время. Уже через несколько недель многие отметили, что чувствуют себя более уверенными и независимыми. В 1981 году зоотерапия была успешно использована для лечения пожилых людей. В Мельбурне в доме для престарелых поселили золотистого ретривера по кличке Хани - он мгновенно стал любимцем и лучшим "антидепрессантом" для стариков.

Основателем дельфинотерапии - терапевтического направления считается доктор Дэвид Натансон, который начал заниматься ей в 1978 году в океанариуме «Мир Океана» во Флориде. Дети с отклонениями в развитии быстрее и лучше обучались различным навыкам, взаимодействуя с дельфинами. Больные синдромом Дауна овладевали при общении с дельфином речью. По мнению доктора Натансона, психолога по образованию, ключ к обучению людей умственно отсталых, которые просто физически не способны сосредоточиться на чем то одном, лежит в усилении способности концентрировать внимание, чего можно добиться только при очень сильной мотивации. В случае когда «функцию учителя» выполнял дельфин, были получены поразительные результаты: обучение шло в четыре раза быстрее, если в качестве вознаграждения за усердие выступала возможность общения с этим животным. Исцеляет не только плавание с дельфинами, но и просто общение с ними и другими водными животными.

Лысенко Виктор Иванович, директор Международного института дельфинотерапии, доктор психологических наук (PhD):

Институт работает на двух базах: на Украине (Евпатория, Черное море) и в Турции (Кушадасы, Эгейское море), где врачи и психологи с мая по октябрь проводят лечение обратившихся за помощью пациентов. За 10 лет работы у нас появились собственные методики проведения дельфинотерапии. Так, с помощью гидрофона проводится контроль воздействия биосонара дельфина на пациента, что позволяет осуществлять направленное, дозированное и высокоэффективное лечение.

Наблюдения за поведением дельфинов во время терапевтического контакта с людьми показывают, что когда человек находится в воде в положении на спине, дельфин располагается рядом, ориентируя эхолокационный пучок в направлении головы. На близком расстоянии дельфин концентрирует эхолокационный пучок на череп, грудину и позвоночник пациента (костная система лучше резонирует). Животное использует повторяющиеся импульсы частотой до 150 кГц, которые оно способно генерировать в течение 10-100 микросекунд с порядком следования до 600 в секунду. На расстоянии менее 0,5 м дельфин использует повторяющиеся каждые 2,5 с импульсы частотой 500 Гц. Это фантастические возможности в ультразвуковой терапии!

Толчком к развитию иппотерапии - лечебной верховой езды - послужила история датской спортсменки-конницы Лиз Хартел. После перенесенного полиомиелита она была частично парализована, и, казалось бы, о спортивной карьере можно было забыть навсегда. Но однажды, когда Лиз привезли в инвалидной коляске на ипподром вместе с психологом, она все же попыталась снова сесть на лошадь и даже немного проехать на ней. Через неделю девушка опять появилась на конюшне, а потом снова и снова... и так долгие 9 лет. Результат превзошел все ожидания, несмотря на то, что самые оптимистичные прогнозы врачей звучали так: ходить сможет, но только при помощи двух тростей. В 1952 году на Олимпийских играх в Хельсинки Лиз Хартел завоевала серебряную медаль по выездке. Лиз сразу же попала в поле зрения журналистов, врачей и, конечно же, тысяч больных людей. После чего вначале в Европе, затем в США начали создаваться центры иппотерапии. В 1975 году, выступая на конференции Ассоциации верховой езды, Лиз скажет: "Я уверена, что занятия верховой ездой полезны для большинства людей, страдающих не только полиомиелитом, но и почти всеми прочими физическими болезнями".

В Финляндии с 1992 года осуществляется подготовка иппотерапевтов, в ходе которой можно получить второе высшее образование. На курс иппотерапии могут поступить только люди, имеющие образование физиотерапевта, врача, психолога, психиатра, социального педагога и не менее 2 лет работавшие по специальности. Курс обучения платный (около 5 тысяч евро). Продолжительность курса - 3 года. Обучение заочное, за время цикла студенты 8 раз приезжают на несколько дней (от З до 10), отчитываются о проделанной домашней работе, прослушивают цикл лекций и получают новое домашнее задание. Для начала обучения необходимо сдать экзамены. Занятия с психическими больными организованы при двух психиатрических клиниках, которые в свое время направили на обучение в колледж психотерапевтов и оплачивают их работу. В психиатрическом госпитале занятия включены в лечебный цикл, основные группы пациентов - страдающие психозами и депрессивные больные. Соответственно предлагается два вида занятий - активная лечебная верховая езда для людей, страдающих психозами, и занятия на расслабление для депрессивных больных. Помимо занятий с больными, находящимися в стационаре, проводится работа и с амбулаторными пациентами.

На мысль использовать собак в качестве диагностики больных, ученых навели рассказы людей о своих домашних животных. Например, Пол Джексон (англ. Paul Jackson) рассказал врачу, что его пес Тинкер (Tinker) всегда предупреждал о развитии гипогликемии (снижения уровня глюкозы после чрезмерной дозы инсулина). Эти данные подтвердили ученые из Университета Квинс в Белфасте. Было опрошено 212 владельцев собак больных диабетом. У 65 % больных животные предчувствовали наступление гипогликемии у хозяина. Собаки проявляли беспокойство, начинали скулить, лаять или каким-либо другим способом демонстрировали свое беспокойство.

Врачи Медицинского центра Лонг-Бич (в США) провели исследование, как собаки влияют на взрослых людей. В эксперименте приняли участие 76 пациентов-сердечников, средний возраст которых составлял 57 лет. К некоторым из них приводили собаку с сопровождающим лицом, к кому-то - только волонтера, а остальных оставили вообще без визитов. При этом врачи опрашивали и обследовали больных до, во время и после посещений.

Оказалось, что у тех, кого навещала собака, нервное напряжение (что так важно для сердечников) понизилось на 24%, уровень адреналина, который выделяется во время стрессов - на 17%, сердечное давление - на 10%, а легочное давление - на 5%.

Те, к кому приходил волонтёр, успокоились лишь на 10%, уровень адреналина у них уменьшился на 2%, но сердечное давление увеличилось на 3%, повысилось также и легочное.

Состояние тех, кого вообще не посещали, изменилось в худшую сторону - страхи не ушли, уровень адреналина наоборот вырос на 7%, сердечное давление повысилось на 5% и легочное давление тоже выросло.

В настоящее время анималотерапия получила довольно широкое распространение за рубежом. В США, Великобритании, Канаде, Франции появились организации, которые занимались оказанием психотерапевтической помощи с использованием животных, называя свой метод «терапия с помощью животных» (Animal Assisted Therapy). Французская организация АНЕКАН, использующая собак для анималотерапии, имеет три центра: в Алансоне, Бордо и Клермон-Ферране. В других странах действуют такие организации, как общество «Дельта», Лексингтонский коррекционный центр, анималотерапевтическая ассоциация, «Собаки-компаньоны для независимости» (CCI), Fidelco. Общество «Дельта» постоянно проводит исследования в таких областях, как влияние анималотерапии на здоровье людей, использование животных в образовании, в психотерапии и т.д. Они предлагают курсы для добровольцев, которые хотят работать со своими животными в команде специалистов, помогают получить специальные лицензии, которые дают возможность работать с животными в таких местах, как больницы, дома престарелых и т.п. (программа “Животные-партнеры”) Они используют различных животных, таких, как собаки, кошки, гвинейские свинки, кролики, лошади, козы, ослики, попугаи, цыплята и ламы.

В 1981 г. в г. Мельбурне (Австралия) в доме престарелых было проведено исследование влияния животных на физиологическое и эмоциональное состояние пациентов. В экспериментальной группе было 58 пациентов, средний возраст которых составил 80 лет. В основном это были старики с "букетом" типичных для этого возраста болезней, таких как артрит, болезнь Паркинсона, сердечно-сосудистые заболевания и старческое слабоумие. В контрольную группу были включены такие же престарелые и больные люди. Перед началом опыта физиологическое и психическое состояние каждого пациента было тщательно исследовано.

В течение 6 месяцев пациенты экспериментальной группы постоянно общались с собакой, ранее бывшей поводырем. К концу опыта у них появилось ощущение покоя и счастья, появился интерес к жизни, чувство юмора, они стали больше улыбаться и смеяться, улучшились их отношения друг с другом, с персоналом. Состояние пациентов в контрольной группе не изменилось.

2.2 Применение зоотерапии в практике психологов России

Для России зоотерапия пока еще в новинку. Но уже сейчас занятия с собаками, дельфинами, лошадьми и даже крысами помогают сотням тяжелобольных детей почувствовать себя лучше. Результаты, которых удалось добиться хвостатым терапевтам, настолько велики, что Министерство здравоохранения даже планирует бросить их на самый больной участок современной медицины - реабилитацию наркоманов.

Врачи скептически относятся к советам вроде «положите кошку на больное место - и она заберет вашу боль». Зоотерапия работает по-другому. Животные помогают человеку добиться поставленной перед ним цели, даря любовь и общение.

Летняя Света Челнокова с диагнозом олигофрения занимается в московской группе канистерапии «Солнечный пес». Когда девочка пришла туда, у нее появилась мечта - станцевать на новогоднем празднике с собакой. Но первое время об этом не стоило и говорить: педагоги водили ребенка по залу как куклу. А ведь девочке нужно было одновременно следить за своими руками, телом, за собакой, слышать музыку и команды руководителя. Три месяца Света тренировалась, и у нее все получилось - на праздничной елке она смогла выполнить это непростое кинологическое упражнение.

В СССР иппотерапию первыми начали применять грузинские врачи в начале 1970-х годов. Но потребовалось около двадцати лет, чтобы этот метод пришел в Россию. Сейчас появились такие центры и в России в большинстве крупных городов (например, центр «Живая нить» в Москве). Что касается стран СНГ, то этот метод широко применяется в Беларуси, Кыргызстане и Казахстане.

«В иппотерапии используется инстинкт самосохранения, - рассказал «НИ» главный детский реабилитолог Минздравсоцразвития РФ, профессор Евгений Лильин. - Ребенок не может даже удержать чашку в руках, а тут вдруг он оказывается на спине лошади и понимает, что если не удержится на этой спине, то упадет (хотя это, конечно, невозможно). У ребенка возникает страх, и он своими ручонками вцепляется в гриву лошади для того, чтобы не упасть. Вот когда начинается реабилитация!»

На занятия иппотерапией приходят люди с различными заболеваниями - ДЦП, даун-синдром, задержки психического и речевого развития, последствия травм и инсультов. Когда мама привела в Московский конно-спортивный клуб инвалидов 11-летнего Вадима, он даже не мог держать голову, а через год уже начал сам ходить.

Н.Л. Кряжевой была разработана программа «Ребята и зверята», предназначенная для работы с детьми, которые испытывают трудности в общении и социальной адаптации, проблемы которых - страхи, замкнутость, чувство одиночества, агрессивность. Экспериментальная проверка эффективности программы проводилась в детских садах и школах г. Ярославля. Работа заключалась в том, что на занятия в группы детей 4 - 10 лет приводили собаку и кошку. Дети наблюдали за их поведением, способами ознакомления с незнакомым местом и людьми, отмечали элементы привыкания и установления контактов, учились самостоятельности, отрабатывали механизмы поведения. Своими естественными повадками животные, кроме того, помогали снимать эмоциональное напряжение. Н.Л. Кряжева пишет, что кошка помогла детям понять, что страхи есть у всех, осторожность и осмотрительность необходимы для ощущения безопасности, что одиночество и право заниматься тем, что тебе самому хочется, - не всегда отчуждение и, «гуляя сам по себе», можно чувствовать себя свободным и уверенным, но друзья и их поддержка, общение - необходимы, это вызывает чувство привязанности и любви. Наблюдая за собакой, общаясь с ней, дети учились быть открытыми и смелыми, доброжелательными, активно вступать в контакт, если им этого хотелось, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования, сдерживая импульсивные желания, овладевали механизмами саморегуляции, развивали волю.

зоотерапия животное иппотерапия канистерапия

Заключение

Таким образом, исходя из всего написанного выше, можно сделать вывод, что анималотерапию действительно можно рассматривать как самостоятельный и серьёзный метод психотерапии, использующийся давно и получивший довольно широкое применение (особенно в США). Под анималотерапией понимается множество терапевтических методик, характеризующихся использованием множества различных животных (их образов) и направленных на профилактику и лечение конкретных патологий. Это делает анималотерапию очень универсальным и доступным методом.

Успех терапии зависит в первую очередь от профессионализма самого терапевта, от используемого животного (качества его подготовки) и от отношения пациента к конкретному животному.

Лечение животными сегодня обычная и довольно популярная терапия. Стоит лишь добавить, что каждый человек сам интуитивно определяет, какое именно животное больше всего подходит ему в энергетическом плане и выбирает домашнего любимца, чаще всего, руководствуясь подобными чувствами. Но кем бы ни был ваш питомец - огромным догом или золотой рыбкой, влияние биополей хозяина и животного друг на друга принесет только пользу. Нужно помнить, что бережное отношение к животным обязательно доставит радость и вам, и питомцу, а это, в свою очередь, положительно отзовется на состоянии здоровья и настроении. Выбрав вместо таблеток и уколов лечение животными, вы сможете не только справиться со своими недугами, но и весело провести своё время.

Литература

1. «Адаптивная (реабилитационная) верховая езда» Учебное пособие университета "Paris-Nord" МККИ, Москва 2003 год

Анцупова И.И. Соколиная охота, - Санкт-Петербург, "Любавич": журнал "Экохроника" N3, 25/09/2004

Анцупова И.И. Анималотерапия - Москва, "Вокруг света": журнал "Вокруг света" N12 (2795) декабрь, 2006

Арушанян З.Л. Как кошка в дом вошла. Начальные этапы формирования подвида кошка домашняя (Felis silvestris catus), «Зоопрайс», 2009, №1-2 (часть 1 и 2)

Википедия - свободная энциклопедия. #"701645.files/image002.gif">

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины