Невротические расстройства в детском возрасте. Как помочь ребенку

« Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте»

Этиология (греч. aetia причина + logos учение) - учение о причинах и условиях возникновения болезней; в более узком смысле термином «этиология» обозначают ту причину возникновения болезни или патологического состояния, без которой они бы не возникли (например, механическая или психическая травма).

Патогенез (греч. pathos страдание, болезнь + genesis зарождение, происхождение) - учение о механизмах развития, течения и исхода болезней, как в смысле общих для всех болезней закономерностей (общий патогенез), так и применительно к конкретным нозологическим формам (частный патогенез).

В определенных возрастах, судя по статистическим данным, дети чаще заболевают нервно-психическими расстройствами. Эти возрасты суть кризисы развития психики. Возрастные кризисы встречаются в момент смены одного возрастного периода другим. Они могут происходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности человека. Сущность этих кризисов - переход количества в новое качество: происходящие изменения в психических и личностных образованиях порождают новое качество. Этот переход может происходить резко, скачкообразно, что затрудняет благополучное его завершение. Основной трудностью детства является несамостоятельность, зависимость от взрослых.

Трудности подросткового возраста - противоречие между потребностью быть взрослым, происходящим самоопределением, формирующейся концепцией взрослого «Я» и несоответствующими им потенциалами подростка. Типичные психологические кризисы в этих возрастных периодах возникают именно вокруг этих проблем. Если трудности переходного возраста сочетаются с переживанием неприятной жизненной ситуации, то появляется высокий риск в

возникновении тех или иных нервно-психических расстройств.

Астенический синдром - состояние нервно-психической слабости, которая выражается повышенной истощаемостью, снижением тонуса психических процессов и замедленностью восстановлением сил. Больные с астеническим синдромом легко утомляемы, не способны к длительному умственному и физическому напряжению. Они болезненно впечатлительны, их раздражают громкие звуки, яркий свет, разговор окружающих. Настроение их лабильно, меняется под влиянием незначительных поводов; чаще оно носит характер капризности, недовольства. Больные по незначительному поводу могут расплакаться. Эти эмоциональные изменения получили название эмоциональной слабости. Отмечаются головные боли, нарушение сна, вегетативные расстройства. При более тяжелой астении клиническая картина характеризуется пассивностью больных, апатичностью.

Астенический синдром может быть следствием различных заболеваний, но чаще возникает в связи с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами, при хронических заболеваниях внутренних органов, а также при эндокринопатиях. Он может встречаться как этап психических болезней - шизофрении, артериосклероза, прогрессивного паралича, энцефалитов и других органических заболеваний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Он может быть преходящим или постоянным. Поведение детей отличается возбудимостью, раздражительностью, крикливостью. Сон поверхностен и прерывист. При преобладании явлений гидроцефалии отмечаются вялость, сонливость, анорексия, срыгивания, уменьшение массы тела. Имеют место симптом «заходящего солнца», косоглазие, горизонтальный нистагм. Состояние мышечного тонуса зависит от преобладания гипертензии (гипертония) или гидроцефалии (вначале гипотония). Сухожильные рефлексы могут быть высокими. Часто отмечается тремор (дрожание), реже - судорожные явления.

Синдром невропатии или врожденной детской нервности наиболее распространен в возрасте от 0 до 3 лет, разгар клинических проявлений приходится на возраст 2 года, затем постепенно симптомы угасают, но в трансформированном виде может наблюдаться в дошкольном и младшем школьном возрасте. Для таких детей характерна повышенная чувствительность к любым раздражителям - двигательное беспокойство, плаксивость в ответ на обычные раздражители (смена белья, изменение положения тела и т.п.). Имеет место патология инстинктов, прежде всего, повышен инстинкт самосохранения; с этим связана плохая переносимость всего нового. Соматовегетативные расстройства усиливаются при перемене обстановки, изменении режима дня, ухода и пр. Выражена боязнь незнакомых людей и новых игрушек. В дошкольном возрасте соматовегетативные расстройства уходят на второй план, однако длительно сохраняются плохой аппетит, избирательность в еде, жевательная лень. Часто отмечают запоры, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. На первом плане - повышенная аффективная возбудимость, впечатлительность, склонность к страхам. На этом фоне под воздействием неблагоприятных факторов легко возникают невротические расстройства. К школьному возрасту проявления синдрома полностью исчезают. В редких случаях он трансформируется в невротические нарушения либо формируются патологические черты характера астенического типа. Нередко симптом невропатии или его компоненты предшествуют развитию шизофрении.

Гипердинамический синдром, синдром двигательной расторможенности встречается у 5-10% школьников младших классов, причем у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек.

Синдром встречается в возрастном диапазоне от 5 до 15 лет, однако наиболее интенсивно он проявляется в конце дошкольного и начале школьного возраста. Основные проявления - общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, импульсивность в поступках, нарушение концентрации активного внимания. Дети бегают, прыгают, не удерживаются на месте, хватают или трогают предметы, попадающие в их поле зрения. Задают много вопросов и не выслушивают ответов на них. Часто нарушают дисциплинарные требования. Перечисленные симптомы приводят к нарушению школьной адаптации при хорошем интеллекте, дети испытывают трудности в усвоении учебного материала. Встречается при всех психических заболеваниях детского возраста, наиболее часто при органическом поражении ЦНС. В этиологии ведущее место занимает действие экзогенного патологического фактора в перинатальном или раннем постнатальном периоде.

Синдром уходов из дома и бродяжничества очень разнообразен по причинам возникновения, но однообразен по внешним проявлениям. Встречается в возрасте от 7 до 17 лет, но чаще в пубертатном периоде. На этапе формирования проявления этого симптома отчетливо зависят от индивидуальных особенностей личности и микросоциального окружения. У детей и подростков с чертами тормозимости, обидчивых, чувствительных уходы связаны с переживанием обиды, ущемленного самолюбия, например, после физического наказания. При преобладании черт эмоционально-волевой неустойчивости, инфантилизма уходы связаны с боязнью трудностей (контрольная, строгий педагог). Гипертимные подростки, а также здоровые дети испытывают потребность в новых впечатлениях, развлечениях («сенсорная жажда»), с чем и связаны уходы. Особое место занимают немотивированные уходы на эмоционально холодном фоне. Дети уходят в одиночку, неожиданно, бесцельно блуждают, не проявляют интереса к ярким зрелищам, новым впечатлениям, неохотно вступают в контакт с окружающими (часами катаются по одному маршруту на транспорте). Они сами возвращаются и ведут себя так, как будто ничего не случилось. Это бывает при шизофрении и эпилепсии. Независимо от причин начальных уходов, формируется своеобразный стереотип реагирования на психотравмирующие обстоятельства. По мере повторения уходов предпочтение отдают асоциальным формам поведения, присоединяются правонарушения, влияние асоциальных групп. Длительное существование уходов приводит к формированию патологических черт личности: лживость, изворотливость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к труду и всякой регламентации. С 14-15 лет этот симптом сглаживается, в одних случаях личность не меняется, в других формируются краевая психопатия и микросоциально-педагогическая запущенность.

Судорожный синдром (эписиндром) возникает сразу после травмы, указывая на значительный ушиб или кровоизлияние в вещество мозга. Судороги, появляющиеся спустя несколько месяцев после травмы, являются следствием рубцового процесса, возникающего на месте бывшей травмы. Судороги могут быть различны по частоте и времени возникновения. Частые дневные судороги довольно быстро приводят к снижению интеллекта. У всех больных отмечается изменение характера по травматическому типу: аффективностъ, снижение настроения (дисфория), плохая переключаемость в трудовой деятельности, ослабление памяти. Раннее выявление болезни и систематическое лечение могут сделать судорожные приступы более редкими, что дает возможность ребенку усваивать необходимые знания.

Синдром раннего детского аутизма. Детский аутизм описан Каннером в 1943 г. Это редкая форма патологии - встречается у 2-х из 10000 детей. Основные проявления синдрома - полное отсутствие потребности в контакте с окружающими. Развернутая клиника наблюдается в возрасте от 2-х до 5 лет. Некоторые проявления этого синдрома становятся заметными уже в грудном возрасте. На фоне соматовегетативных расстройств наблюдается слабая реакция В раннем детстве - это дети равнодушные к близким, безразличные к их присутствию. Иногда у них как бы отсутствует способность дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы. Страх новизны еще более выражен, чем при невропатии. Любое изменение привычной обстановки вызывает недовольство и бурный протест с плачем. Поведение однообразное, игровая деятельность стереотипна - это простые манипуляции с предметами. От сверстников отгораживаются, участие в коллективных играх не принимают. Контакт с матерью поверхностный, привязанности к ней не проявляет, нередко развивается негативное, недоброжелательное отношение. Мимика маловыразительна, пустой взгляд. Речь иногда развивается рано, чаще задерживается в развитии. Во всех случаях плохо развита экспрессивная речь, главным образом страдает коммуникативная функция, автономная речь может быть сформирована достаточно. Характерны патологические формы речи - неологизмы, эхолалии, скандированное произношение, о себе говорят во втором и третьем лице. Моторно такие дети неуклюжи, особенно страдает тонкая моторика. Интеллектуальное развитие чаще всего снижено, но может быть и нормальным.

Динамика синдрома зависит от возраста. К концу дошкольного периода соматовегетативные и инстинктивные расстройства сглаживаются, моторные нарушения редуцируются, часть детей становится более общительной. Видоизменяется игровая деятельность, она отличается особым стремлением к схематизму, формальному регистрированию объектов (составление схем, таблиц, маршрутов езды транспорта).

В младшем школьном возрасте сохраняются приверженность рутинному образу жизни, эмоциональная холодность, замкнутость. В дальнейшем синдром или редуцируется (достаточно редко) или формируются психопатические черты характера, атипичные формы умственной отсталости, нередко шизофрения.

Выделяют психогенный вариант, связанный с эмоциональной деп-ривацией, который наблюдается у детей, содержащихся в государственных учреждениях, если в первые 3-4 года жизни отсутствовал контакт с матерью. Он характеризуется нарушением способности общаться с окружающими, пассивностью, безучастностью, задержкой психического развития.

Синдром Аспергера. Имеют место основные клинические проявления характерные для раннего детского аутизма. В отличие от синдрома Канера при этом виде расстройства наблюдаются нормальный или даже выше среднего уровня интеллект, опережающее развитие речи (ребенок начинает говорить раньше, чем ходить), встречается преимущественно у мальчиков. Прогноз более благоприятен при синдроме Аспергера, который рассматривается как особый вариант начального этапа формирования шизоидной психопатии.

Синдром Каннера возникает при сочетании наследственно-конституционального фактора с ранним органическим поражением головного мозга. В генезе синдрома определенная роль отводится также неправильному воспитанию (эмоциональная депривация). В происхождение синдрома Аспергера наследственно-конституцио-нальный фактор расценивается как ведущий.

Психопатоподобный синдром. Основу психопатоподобных состояний составляет психоорганический синдром с нарушением эмоционально-волевых свойств личности. Клинически это выражается в недостаточности высших нравственных установок, отсутствии интеллектуальных интересов, нарушении инстинктов (расторможение и садистическое извращение сексуального влечения, недостаточность инстинкта самосохранения, повышенный аппетит), недостаточной целенаправленности и импульсивности поведения, а у детей младшего возраста - в двигательной расторможенности и слабости активного внимания. с доминированием Возможны некоторые различия, связанные тех или иных патологических черт личности, что позволяет в ряде случаев выделить варианты психопатоподобных состояний. Синдром психической неустойчивости наряду с описанными общими проявлениями характеризуется крайней изменчивостью поведения в зависимости от внешних обстоятельств, повышенной внушаемостью, стремлением к получению примитивных удовольствий и новых впечатлений, с чем связаны склонность к уходам и бродяжничеству, воровству, употреблению психоактивных веществ, раннему началу сексуальной жизни.

Синдром повышенной аффективной возбудимости проявляется чрез-мерной возбудимостью, склонностью к бурным аффективным разрядам с агрессией и жестокими действиями.

Детям и подросткам с импульсивно-эпилептоидным психопатопо-добным синдромом свойственны наряду с повышенной возбудимостью и агрессивностью склонность к дисфориям, а также к внезапным поступкам и действиям, возникающим по механизму короткого замыкания, инертность мыслительных процессов, расторможенность примитивных влечений.

Наконец, при синдроме нарушения влечений на первый план выступают расторможение и извращение примитивных влечений - упорная мастурбация, садистские наклонности, бродяжничество, стремление к поджогам.

Особое место среди резидуально-органических психопатоподобных расстройств занимают психопатоподобные состояния при ускоренном темпе полового созревания. Основные проявления этих состояний -повышенная аффективная возбудимость и резкое усиление влечений. У подростков-мальчиков преобладает компонент аффективной возбудимости с агрессивностью. Иногда на высоте аффекта происходит сужение сознания, что делает поведение подростков особенно опасным. Отмечаются повышенная конфликтность, постоянная готовность к участию в ссорах и драках. Возможны периоды дисфории. У подростков-девочек на первый план выступает повышенное сексуальное влечение, приобретающее иногда непреодолимый характер. Достаточно часто у таких девочек обнаруживается склонность к вымыслам, фантазиям, оговорам сексуального содержания. Персонажами таких оговоров выступают одноклассники, учителя, родственники мужчины. В генезе ускоренного полового созревания предполагается ведущая роль дисфункции передних ядер гипоталамуса.

Грубый характер расстройств поведения у детей и подростков с резидуально-органическими психопатоподобными состояниями часто ведет к выраженной социальной дезадаптации с невозможностью пребывания в учебном коллективе. Несмотря на это, отдаленный прогноз в значительной части случаев может быть относительно благоприятным. Психопатоподобные изменения личности частично или полностью сглаживаются и в постпубертатном возрасте наступает клиническое улучшение с той или иной степенью социальной адаптации.

Симптоматические психозы - психозы, возникающие в течение различных соматических, инфекционных болезней и интоксикаций и являющиеся симптомом основного заболевания. Не все психозы, развивающиеся при соматических, инфекционных заболеваниях и интоксикациях, являются симптоматическими. Нередки случаи, когда соматическая болезнь провоцирует эндогенное психическое заболевание (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.). В зависимости от продолжительности и интенсивности действующей на организм вредности психозы могут протекать с экзогенными расстройствами, эндогенными картинами, а также оставлять после себя те или иные органические симптомы.

Как правило, острые симптоматические психозы не оставляют каких-либо последствий. После протрагированных психозов могут наблюдаться в той или иной степени, выраженные органические изменения. Нередко одно и то же соматическое заболевание может приводить к возникновению психозов острых или протрагированных и вести к тем или иным органическим изменениям личности. На характер течения психоза оказывает влияние как интенсивность и качество действующей вредности, так и реактивность организмаВсе перечисленные психотические состояния оставляют после себя длительный период астении.

Эпилепсия. Хроническое, заболевание головного мозга, характеризующееся в зависимости от локализации патологического очага повторными судорогами, а также нарастающими изменениями в эмоционально-психической сфере, регистрируемыми в межприступном периоде.

Этиология и патогенез. В возникновении эпилептических пароксизмов несомненное значение имеют два фактора - наследственное или приобретенное предрасположение, а также экзогенные причины (травма, инфекция и др.). Соотношение влияния этих двух факторов может быть различным.

Малые припадки в настоящее время диагностируются как абсансы. Клинически проявляются внезапным кратковременным (несколько секунд) угнетением или потерей сознания с последующей амнезией. При этом судороги или другие двигательные нарушения могут отсутствовать или наблюдаются отдельные миоклонические судороги, элементарные автоматизмы, кратковременные (более массивные) моторные феномены, ве-гетовисцеральные и вазомоторные нарушения.

Шизофрения. У детей шизофрения может начаться в любом возрасте, даже с 2-3 лет. Чаще бывает у подростков 14-15 лет.

Этиология. Неизвестна.

Клиническая картина. Клиническая симптоматика детской шизофрении определяется возрастом (возрастной реактивностью) больного и причиной, приведшей к заболеванию. Четкой классификации детской шизофрении не существует. Для детей дошкольного возраста очень характерны немотивированные, несвязанные с какими-либо внешними причинами страхи. Иногда при этом бывают зрительные галлюцинации, обычно устрашающего характера, нередко напоминающие сказочных персонажей (страшный черный медведь, баба-яга и т. д.). Характерны для шизофрении младшего возраста и нарушения речи. Ребенок с уже хорошо развитой до этого речью перестает разговаривать, иногда начинает употреблять вымышленные слова (неологизмы) или отвечает совершенно не на вопрос. Наблюдается разорванность речи, могут быть эхолалии - повторения чужих слов или фраз. Речь у таких детей теряет свою основную функцию - быть средством общения. Дети становятся отчужденными, никак не реагируют на окружающее, предпочитают играть одни, нередко не проявляя в игре никакой продуктивности: например, часами стереотипно вертят в руках одну и ту же игрушку. Могут наблюдаться элементы кататонического статуса: ребенок застывает в одной позе, накручивает волосы на пальцы, однообразно кивает головой, подпрыгивает и т. д.

У детей младшего школьного возраста отмечается уже более продуктивная психическая симптоматика. Характерным является патологическое антазирование («бредоподобные фантазии»). Такие дети могут жить в вымышленном мире, наделять предметы чертами одушевленных существ, изображать животных и вести себя соответствующим образом: например, ребенок, считая себя лошадкой, ходит на четвереньках, просит кормить его овсом и т. д. Могут наблюдаться различные ипохондрические состояния и двигательные нарушения в виде импульсивных поступков, двигательной расторможенности и пр. Характерны также навязчивые состояния и связанные с ними ритуальные действия.

Шизофрения подросткового периода характеризуется в основном теми же чертами, что и шизофрения взрослых, хотя некоторые виды расстройств чаще встречаются именно в этом возрасте (например, синдром дисморфофобии -дисморфомании). Основные клинические формы болезни: простая форма: характерно медленное постепенное начало. Подросток становится замкнутым, отчужденным, снижается его успеваемость, он теряет прежние интересы и привязанности, перестает следить за собой, становится неряшливым. Нередко появляется резко выраженное психопатоподобное поведение со склонностью ко лжи, воровству, жестокости; гебефреническая форма: характерно подчеркнуто несерьезное, вычурное, манерное поведение; подросток склонен к беспричинному веселью, непонятному для окружающих; кататоническая форма проявляется двигательными нарушениями в виде кататонического ступора или кататонического возбуждения. Кататонический ступор характеризуется полной обездвиженностыо (больной чаще всего неподвижно лежит в эмбриональной позе), мутизмом (молчание), полным отсутствием реакции на окружающее. Кататоническое возбуждение характеризуется однообразным бессмысленным двигательным беспокойством. Больной подпрыгивает, размахивает руками, иногда что-то стереотипно выкрикивает, гримасничает и т.д.; параноидная форма характеризуется наличием разнообразных бредовых идей и нередко галлюцинаций. При параноидной шизофрении у подростков довольно типичны бред физического недостатка, а также шизофренический вариант невротической анорексии, отрицательное отношение к родным и особенно к матери, доходящее до бреда «чужих родителей».

Маниакально-депрессивнный психоз заболевание, которое характеризуется обратимыми фазами расстройства настроения, чередующимися с периодами психического здоровья. Само название показывает, что фазы, наблюдаемые у таких больных, носят полярно противоположный характер. Заболевание может протекать со сменой этих фаз.

Клиническая картина маниакально-депрессивного психоза заключается в появлении у больных депрессивных или маниакальных фаз, а также в наличии между ними «светлых промежутков». Взаимоотношение различных фаз при маниакально-депрессивном психозе является неопределенным: встречаются больные, у которых повторяются только депрессивные состояния либо только маниакальные, но есть тип течения маниакально-депрессивного психоза, при котором наблюдается чередование тех и других фаз. Различают еще одну форму маниакально-депрессивного психоза, которая течет непрерывно, без светлых промежутков, одна фаза переходит в другую. Такой тип течения получил название постоянный.

Основным симптомом, как в маниакальной фазе, так и в депрессивной является нарушение аффекта, которое клинически проявляется устойчивым изменением настроения с нарушением соматовегетативных функций: сна, аппетита, обменных процессов, эндокринных функций. Возраст, при котором начинается заболевание маниакально-депрессивным психозом, может быть различным. Выделяют тяжелые, средней тяжести и легкие формы.

О причинах возникновения маниакально-депрессивного психоза существуют различные концепции, но большинство авторов считает, что основной причиной является неполноценность самого организма. Большое значение придается конституции, врожденному или приобретенному предрасположению и особому темпераменту. И. П. Павлов считал, что при маниакально-депрессивном психозе нарушаются динамические взаимоотношения коры и подкорковых клеток и торможения высших отделов нервной системы. По мнению И. П. Павлова, маниакально-депрессивный психоз чаще возникает у лиц возбудимого типа, у которых нет соответствующего умеряющего и восстанавливающего процесса торможения.

Неврозы. Обратимые нарушения высшей нервной деятельности, обусловленные психотравмирующими факторами, из которых особенно большое значение имеют неблагоприятные условия воспитания, недостаток внимания к ребенку, разлады в семье, особенно уход из семьи одного из родителей. Возникновению невроза в значительной мере способствуют ухудшение общего состояния ребенка вследствие недосыпания, различных соматических заболеваний и т. д. и индивидуальные особенности личности.

Неврастения. Основным проявлением заболевания является синдром раздражительной слабости. Он выражается капризами у детей младшего возраста, аффективной неустойчивостью и вспыльчивостью у более старших детей. Сон становится беспокойным, с неприятными сновидениями. С трудом засыпая, ребенок также с трудом просыпается утром. Нередко перед отходом ко сну возникает эйфория, иногда сменяющаяся слезами, страхами. Дети школьного возраста начинают испытывать трудности в учебе, снижается внимание, в тяжелых случаях ребенок вообще не может сосредоточиться, постоянно отвлекается. Ухудшается способность к запоминанию, появляются рассеянность, забывчивость. Трудности, возникающие при выполнении обычных заданий, вызывают раздражение, слезы. Аппетит, особенно в утренние часы, понижен. Возможно появление рвоты, запоров. Практически постоянным симптомом является головная боль, часто отмечается двигательное беспокойство. Ребенок не может сидеть спокойно, он постоянно двигает руками, плечами, почесывается. При неблагоприятных условиях воспитания, особенно у ослабленных детей, заболевание может принимать затяжное течение, периодически обостряясь.

Так называемая детская нервность - это наиболее легкая форма неврастении. Она проявляется повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к слезам и капризам, иногда ночными страхами (ребенок просыпается, плачет, зовет родителей). Может возникнуть боязнь темноты и одиночества.

Невроз навязчивых состояний. В клинической картине преобладают разнообразные навязчивые явления, в первую очередь навязчивые страхи (фобии). Характерен навязчивый страх одиночества, острых предметов, пожара, высоты, воды, заражения какой-то опасной болезнью и т. д. Встречаются и другие навязчивые состояния, например навязчивые сомнения в правильности выполнения какого-либо действия, навязчивые движения и поступки. Встречаются навязчивые влечения и идеи (совершенно ненужные мысли, от которых, понимая всю их ненужность и нелепость, больной, тем не менее никак не может отделаться). Навязчивые состояния могут сопровождаться так называемыми ритуальными - разного рода защитными действиями и движениями, выполняемыми больным для защиты от ожидаемого несчастья или хотя бы временного успокоения. Навязчивые состояния, особенно фобии, очень мучительны, их появление обычно сопровождается выраженной вегетативной реакцией в виде резкой бледности или красноты, потливости, сердцебиения, учащения дыхания.

Истерия. Повышение эмоциональной возбудимости. Больные склонны к особенно бурному, но поверхностному проявлению чувств радости и горя, отличаются особенно сильно развитыми фантазией и воображением.

В связи с выраженной эмоциональностью имеют место повышенная впечатлительность, эгоистичность и чувствительность к различным проявлениям строгости, невнимания. Дети преувеличивают значение всех событий, так или иначе касающихся их, склонны к имитации. Из соматовегетативных расстройств отмечаются анорексия, которая может привести к значительному истощению ребенка, рвота, тошнота, сердцебиение, боли в области сердца, живота, головные боли, нарушение мочеиспускания и запоры вследствие спазма сфинктеров. Нередки жалобы на чувство сжатия в горле («истерический ком»). Возможно появление двигательных нарушений, таких, как судороги, астазия-абазия (невозможность стоять или ходить при полной сохранности опорно-двигательного аппарата и при сохранении активности движений в лежачем положении), изредка - истерические параличи и парезы. Наиболее характерной истерической реакцией детей (главным образом раннего и дошкольного возраста) является истерический припадок, возникающий при стремлении ребенка во что бы то ни стало добиться своего, привлечь к себе внимание, достичь желаемого. В таких случаях ребенок падает на пол или землю, выгибается, бьется головой, руками и ногами, пронзительно кричит и плачет, в то же время фиксируя в той или иной степени реакцию на его поведение окружающих. Добившись желаемого, он довольно быстро успокаивается.

Психопатии. Группа патологических состояний различной этиологии и патогенеза, объединяемых по доминирующему признаку - нарушениям в эмоционально-волевой сфере. Интеллект при психопатиях практически не изменен, поэтому с известной долей упрощения психопатии можно рассматривать как патологическое изменение характера.

Этиология и патогенез. В происхождении психопатий играют роль многие факторы: отягощенная наследственность, разнообразные вредные воздействия (инфекции, интоксикации, в том числе алкогольная, и т. д.), действующие на организм на различных стадиях внутриутробного развития и в первые годы жизни ребенка, неблагоприятные условия воспитания и социальная обстановка. В зависимости от характера и степени тяжести причины заболевания, а также времени ее воздействия на организм выделяют следующие типы аномалий развития нервной системы: задержанное (по типу психического инфантилизма); искаженное (диспропорциональное) развитие нервной системы (и всего организма в целом) и поврежденное («надломленное»). Основной причиной третьего типа аномалии являются мозговые заболевания, перенесенные на ранних этапах онтогенеза нервной системы. Механизмы формирования и развития патологической личности под влиянием неблагоприятных социальных условий различны.

Закрепление патологических черт характера может быть обусловлено подражанием психопатическому поведению окружающих (закрепление реакций протеста, возмущения, негативистических форм реагирования) при поощрении ими неадекватного поведения ребенка или подростка. Немаловажное значение имеет недостаточное внимание к выработке таких нервных процессов, как, например, торможение, на фоне несдерживаемого развития возбудимости ребенка. Установлено существование прямой зависимости между неправильным воспитанием и многими патологическими чертами характера. Так, патологическая возбудимость легче всего возникает при недостатке или полном отсутствии внимания к ребенку. Формированию тормозных психопатов больше всего благоприятствует черствость или даже жестокость окружающих, когда ребенок не видит ласки, подвергается унижениям и оскорблениям (ребенок - «золушка»), а также в условиях чрезмерного контроля за ребенком. Истерическая психопатия наиболее часто формируется в обстановке постоянного обожания и восхищения, когда исполняются любое желание ребенка, все его прихоти (ребенок - кумир семьи). Психопатическое развитие не всегда заканчивается полным формированием психопатии. При благоприятных условиях формирование патологического характера может ограничиться «психопатической стадией», когда патологические особенности еще не стойки и обратимы. При изменении среды могут полностью исчезнуть все психопатические особенности.

Психологическая возбудимость у детей чаще всего выражается в легком возникновении аффективных вспышек, такие дети не терпят никаких возражений, не могут сдерживать своих эмоций, требуют немедленного исполнения своих желаний. Встречается при этом и склонность к разрушительным действиям, повышенной драчливости, немотивированным колебаниям настроения.

Тормозные психопатии характеризуются робостью, застенчивостью, ранимостью, часто двигательной неловкостью; дети очень обидчивы.

Черты истероидной психопатии выражаются в значительном эгоцентризме, желании постоянно быть в центре внимания окружающих, в стремлении любым путем достичь желаемого. Дети легко ссорятся, склонны ко лжи (обычно с целью вызвать к себе сочувствие и повышенное внимание).

Профилактика. Имеют большое значение охрана здоровья беременной, охрана здоровья ребенка и правильное его воспитание.

Заключение

Таким образом. Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей. В этой связи без знаний закономерностей развития психики невозможно ни диагностировать, ни понять симптоматику детских нервно-психических расстройств.

Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты.

В детском возрасте невротические проявления имеют ряд особенностей. Так, например, психотравмы у детей быстрее приводят к неврозам в периоды возрастных кризов. У детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста неврозы чаще всего носят характер моносимптомных невротических реакций, проявляющихся нарушением деятельности какой-либо одной системы организма (тик, заикание, отсутствие аппетита, ночной энурез) . Такие невротические реакции могут быть и у взрослых людей (так называемые "системные неврозы").

Неврозы в детском возрасте приобретают более глубокий и затяжной характер на фоне соматических заболеваний, акцентуированных и психопатических черт личности, негрубых органических поражений головного мозга, при неблагополучных внутрисемейных отношениях и неудачных взаимоотношениях в коллективах детских учреждений.

Невротические страхи - возникают в результате неожиданных, пугающих ребёнка обстоятельств, либо из-за того, что взрослые сознательно запугивают малыша с "воспитательной" целью .

Часто у детей наблюдается страх перед посещением детского учреждения после возникновения там пугающей или конфликтной ситуации.

После попытки принудительно научить ребёнка плавать может появиться страх перед водным пространством.

Невротические тики . Тики - это непроизвольные, эпизодически повторяющиеся и усиливающиеся при волнении сокращения отдельных мышечных групп, возникающие, как правило, после острой психотравмы . При этом решающая роль принадлежит не столько самой пугающей ситуации, сколько бурной реакции на неё окружающих взрослых.

Невротические расстройства сна (ночные страхи) - проявляются они внезапными пробуждениями ребёнка под влиянием кошмарного сновидения, отражающего в той или иной мере реальную психотравмирующую ситуацию . Малыш при этом кричит, плачет, зовёт родителей, боится спать в одиночестве. При нарушениях глубины сна у невротичных детей могут появляться сноговорения, снохождения, ночное недержание мочи. Психотравмы затяжного характера часто приводит к нарушению засыпания или извращению формулы сна, когда больной засыпает днём, а ночью бодрствует.

Невротические расстройства речи - нередко у детей возникает страх говорить в присутствии большого количества людей или определённых лиц . В случае острой психотравмы возможно развитие заикания; оно может появиться и при затяжной психотравмирующей ситуации, особенно при постоянных поправках и критике речи ребёнка, а также запретах говорить что-либо в своё оправдание.

Невротические расстройства аппетита - невротические отказы от еды чаще всего формируются у детей вследствие психотравмирующих переживаний во время приёма пищи . В подростковом возрасте отказы от еды часто связаны с боязнью полноты, что приводит к нервной анорексии с катастрофическим падением веса тела.

В ситуациях грубого ущемления интересов ребёнка, оскорбления или обмана его нередко возникают патохарактерологические реакции . Это кратковременные состояния дезадаптивного поведения, продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Они проявляются неадекватным поведением. Различают :

  • реакцию оппозиции;
  • реакцию нигилизма;
  • реакцию гиперкомпенсации;
  • реакцию имитации.

В случаях, когда психотравмирующая ситуация носит затяжной, неразрешимый характер, может отмечаться невротическое развитие личности.

Лечение

Для лечения неврозов очень важно оздоровление микросоциального окружения и, по возможности, устранение психотравмирующей ситуации. Основным методом, дающий стойкий лечебный эффект, является психотерапия . Причём в психотерапевтической коррекции часто нуждается не только сам больной, но и его семья. Психотерапия может быть индивидуальной или групповой. Наиболее эффективны методы, направленные на коррекцию структуры личности и её системы отношений (личностно-ориентированные). К ним относят психодраму, трансактный анализ, гештальттерапию .

Хорошие результаты даёт рациональная психотерапия . Она позволяет путём логических доводов изменить отношение больного к психотравмирующей ситуации.

Для лечения и профилактики неврозов широко используется аутогенная тренировка - метод лечебного самовнушения. Могут быть полезны различные медитативные техники с концентрацией внимания и дыхательными упражнениями.

Методы внушения включают гипносуггестивную терапию с погружением пациента в гипнотический сон, и наркопсихотерапию , когда внушение проводится на фоне наркотического сна, вызванного медикаментозно - барбамил, гексенал, пентонал .

Наряду с психотерапией для лечения неврозов широко применяют фармакотерапию . Чаще всего используют транквилизаторы - феназепам, тазепам, эуноктин, элениум, седуксен, триоксазин .

Они позволяют уменьшить остроту эмоциональной реакции на психотравмирующую ситуацию. Кроме того, применяются психотропные препараты стимулирующего действия - сиднокарб, сиднофен ; антидепрессанты - амитриптилин, леривон, пиразидол ; нейролептики - азалептин, неулептил . Комбинация препаратов разных групп позволяет значительно уменьшить их дозировку. Назначать медикаментозное лечение может только врач. Проводить его лучше в условиях стационара. Однако больные неврозом критичны к своему состоянию, не нуждаются в постоянном контроле и чаще лечатся амбулаторно. Принимая психотропные препараты в домашних условиях, необходимо помнить, что большинство из них снижают быстроту реакции и внимание.

При лёгких формах неврастении хороший эффект могут оказывать седативные препараты растительного происхождения: настойка или отвар корня валерианы, настойка пустырника, пиона, ново-пассит (гиперстеническая форма); элеутерококк, китайский лимонник, корень женьшеня (гипостеническая форма). Показаны витаминотерапия и ноотропы.

При неврозах особо важное значение имеет режим, разумное чередование труда и отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, полноценный сон . Полезны умеренная физическая нагрузка, лечебная физкультура, хвойные и травяные ванны.

См. неврозы и реактивные психозы

Саенко И. А.


Источники:

  1. Кирпиченко А. А. Психиатрия: Учеб. для мед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 1989.
  2. Бортникова С. М.,Зубахина Т. В. Нервные и психические болезни. Серия "Медицина для вас". Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Распространенность пограничных нервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалого уровня - примерно 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Из юношей, признанных негодными для прохождения военной службы по состоянию здоровья, 47% имеют психические заболевания.

Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна - типичные симптомы, встречающиеся у 8 из 10 детей. В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчеркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты: 1. Требования родителей, превышающие возможности и потребности детей. 2. Неприятие детей родителями, выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки. 3. Несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого. 4. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость. 5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность. 6. Тревожность - постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений. Проявления детских неврозов разнообразны: это эмоциональная неустойчивость и сверхчувствительность, плаксивость, легко меняющееся настроение, капризность, возбудимость, трудности засыпания, беспокойный сон, ночные страхи, сосание пальцев, обкусывание кожи вокруг ногтей, заикание, энурез, нервные тики и др. Одному возрасту больше соответствуют одни симптомы, другому - другие. Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических жалоб и недомоганий - к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и т. п., что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребенка. Нередко в ответ на неблагоприятные психоэмоциональные обстоятельства у детей могут развиваться различные заболевания. Приведем пример. На прием пришла бабушка по поводу своей девятилетней внучки. Ее родители часто ссорились, скандалили и наконец развелись, отец ушел из семьи. На этом фоне у ребенка развилась бронхиальная астма, причем не были обнаружены ни аллергия, ни изменение бронхо-легочной ткани, не был установлен факт частых простуд. Оказалось, что у девочки неврогенный вариант астмы; причиной астматических приступов явился невротический конфликт. Это заболевание - крик души ребенка. Другой особенностью детских неврозов являются поведенческие нарушения. Некоторые дети убегают из дому, прогуливают занятия в школе, другие начинают курить, пробуют алкоголь. Большинство таких ребят затягивает улица и воспитывает на свой манер. Кто в этом виноват? Родители. Надо любить своих детей, надо их воспитывать, за них молиться. Улучшение психического состояния ребенка во многом зависит от родителей, их духовности, взаимоотношений друг с другом, от того, какую они сумеют создать атмосферу в доме. Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния, так как на их неокрепшие души сегодня выливается целый поток разного рода непотребщины. Родительское благочестие - действенный пример для подражания детей. Противоположные ему пьянство, бездуховность, аморальное поведение - увы, тоже действенный пример, но пример погибельный. Святейший Патриарх Алексий II сказал, что, "если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения". Укажем на те психопатологические состояния, которые могут обнаруживаться в младенческом и раннем детском возрасте и требуют врачебного вмешательства. Невропатия - характеризуется повышенной раздражительностью, капризностью ребенка, неустойчивостью настроения, выраженной пугливостью. Такой ребенок плохо спит, у него страдает аппетит, он быстро истощается, внимание его очень отвлекаемое. Могут наблюдаться субфибрилитет (стойкая повышенная температура, примерно 37,1-37,3), нарушения стула, неврогенная рвота. Синдром раннего детского аутизма - характеризуется нежеланием общаться со сверстниками, окружающими взрослыми. Ребенок эмоционально холоден, безразличен к близким, он мало говорит, иногда вовсе отказывается от общения, склонен к стереотипным движениям. У грудных детей с такой патологией отсутствует "комплекс оживления" в ответ на эмоциональное воздействие. Гиперкинетический синдром - для него характерны двигательная расторможенность, чрезмерная (бесполезная) активность. Ребенок взбалмошный, истеричный, поступает без учета обстоятельств, не способен следовать принятым правилам поведения. Обычно таким детям трудно адаптироваться в школе, они крайне неусидчивы, рассеянны, постоянно всех напрягают и провоцируют других детей к неправильному поведению. Чувствуя свою ушербность, они как бы делают "на зло" окружающим - возникает механизм порочного круга. Гиперкинетический синдром в своем развитии имеет две тенденции. В одном случае, с Божией помощью, при грамотной тактике родителей, психологов, педагогов, врачей, годам к 12-14 он ослабевает и исчезает. В другом - трансформируется в психопатию, и личность становится еще более дезадаптированной. Вторая тенденция очень неблагоприятна. К числу невротических расстройств, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте, относятся тики - непроизвольные, быстрые, неритмичные движения ограниченных групп мышц (моргания, подергивания); неорганический энурез (несоответствующее возрасту непроизвольное дневное или ночное мочеиспускание); заикание. В младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз. Его причиной являются психологическая неготовность ребенка к школе, неприятие его сверстниками, унижения, избиения, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Страдающий этим неврозом ребенок выглядит подавленным, отказывается идти в школу, имитирует (часто бессознательно) разные заболевания. Родители должны быть внимательны, суметь вовремя распознать его душевные затруднения и помочь ему. Нелишней будет и врачебная консультация или совет опытного психолога.

Одной из сложных и актуальных проблем детской психиатрии является диагностика депрессивных состояний у детей. Многообразие клинических вариантов, отсутствие синдромальной психопатологической завершенности клинической картины, полиморфизм, атипичность и стертость симптоматики являются особенностью проявлений депрессивных состояний в детском возрасте и затрудняют распознавание и терапию этих расстройств. Это особенно свойственно депрессивным состояниям невротического и субпсихотического уровней.

Целью настоящего исследования было уточнение клинических характеристик и выявление психопатологических особенностей депрессивных расстройств у детей младшего школьного возраста.

Предметом проведенного анализа являются данные клинического наблюдения 43 больных обоего пола (12 девочек и 31 мальчика), учащихся общеобразовательных школ в возрасте 7-11 лет, находившихся в детском психиатрическом стационаре на базе Центра психического здоровья детей и подростков. В работе использованы клинико-анамнестический, клинико-психопатологический и клинико-динамический методы исследования, являющиеся базисными в психиатрии. Кроме этого была проведена оценка соматического и неврологического статусов.

В процессе исследования было установлено, что 54 ребенка были госпитализированы в отделение с различными вариантами психопатоподобного синдрома резидуально-органического генеза. При обследовании у 16 детей в структуре синдрома выявлялась отчетливая депрессивная симптоматика.

Результаты проведенного исследования показали, что независимо от нозологической принадлежности депрессивного состояния клиническая картина характеризовалась сочетанием собственно аффективных нарушений, поведенческих отклонений и соматовегетативных проявлений. Аффективный компонент депрессии у детей в большинетве случаев был представлен угрюмо-мрачным настроением не достигавшим степени тоски, имел дисфорический оттенок. Наряду с раздражительностью, вспыльчивостью, агрессивностью, грубостью наблюдалась повышенная обидчивость, ранимость, плаксивость, капризность. Дети выглядели грустными, жаловались на скуку, теряли интерес к своим прежним занятиям. Отмечалась повышенная чувствительность к незначительным фрустрирующим ситуациям, легко возникало состояние подавленности. Кроме этого, гипотимический аффект у детей нередко имел тревожную окраску, сопровождался двигательным беспокойством, страхами, усиливающихся в вечернее время. Выраженная аффективная лабильность, являющаяся возрастной особенностью, обуславливала легкую сменяемость различных компонентов депрессивных переживаний под влиянием различных факторов (тревожность часто сменялась агрессивностью).

Указанные симптомы отражались на уровне социально-психологического приспособления этих детей и, прежде всего, на их школьной адаптации. Во всех наблюдениях отмечалось снижение успеваемости, несмотря на значительное удлинение времени подготовки домашних заданий либо отказ от учебы и посещения школы. Ведущую роль в снижении успеваемости играли ослабление мотивационных установок на учебу и положительные результаты, рассеянность внимания, идеаторные расстройства, выражающиеся в замедлении темпа ассоциативной деятельности, а также моторная заторможенность, проявляющаяся медлительностью и неловкость ребенка. Нередко возникали конфликты со сверстниками и учителями, а следующие за этим воспитательные санкции еще больше усугубляли состояние депрессивного ребенка и усиливали ощущения внутреннего дискомфорта. Нарушения межличностных контактов приводили к формированию низкой самооценки и негативного отношения к собственной личности. Представление о себе как о "плохом", "слабом" способствовало к уходу от социальных контактов и расценивалось как рудиментарные идеи самообвинения. Наличие суицидальных мыслей и действий не отмечалось, хотя фабула переживаний включала тему смерти, находившую отражение в творчестве некоторых больных (в рисунках дети изображали могилы, гробы, кресты, использовали преимущественно темные краски).

Соматовегетативные расстройства проявлялись жалобами на неприятные ощущения и боли в различных частях тела, головные боли, головокружения, сердцебиение, потливость. Отмечалось снижение аппетита, повышенная избирательность в еде либо чрезмерное усиления аппетита и неумеренность в приеме пищи. Нарушения сна выражались гиперсомнией без ощущения отдыха, либо сокращением продолжительности сна, затруднениями засыпания, прерывистостью, кошмарными сновидениями, ночными страхами. В отличие от взрослых, ранних окончательных пробуждений не было зарегистрировано ни в одном случае. Вместе с тем, у 6 детей выявлена регрессивная симптоматика в виде возобновления энуреза, появлением привычных патологических действий (онихофагия). У 4 девочек отмечались истерические реакции в виде чрезмерного стремления привлечь внимание к своему состоянию. Ипохондрическая фиксация на неприятных телесных сенсациях наблюдалась у 9 детей. Некоторые больные длительно наблюдались педиатрами, подвергались всестороннему обследованию в связи с функциональными соматическими расстройствами и вегетативными нарушениями.

Таким образом, интерпретация депрессивных состояний у детей младшего школьного возраста нередко вызывает затруднение в связи с изменчивостью, рудиментарностью, мозаичностью клинической картины. Доминирование поведенческих нарушений и соматовегетативных проявлений над гипотимическим аффектом, моторным и идеаторным компонентами обуславливают гиподиагностику депрессивных расстройств, влекущую за собой неадекватность терапии. Для успешного решения этой проблемы необходимы совместные усилия психиатров, психотерапевтов, педиатров, медицинских психологов, педагогов и семейного окружения ребенка.

Еще по теме 47. Виды невротических расстройств, их проявления в детском возрасте, место в структуре различных видов психического дизонтогенеза:

  1. 12. Влияние вида психического дизонтогенеза на становление самооценки и уровня притязаний в детском возрасте. Методы диагностики
  2. 47. Виды невротических расстройств, их проявления в детском возрасте, место в структуре различных видов психического дизонтогенеза

Неврозы психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.

Этиология. В этиологии неврозов как психогенных заболеваний основная причинная роль принадлежит разнообразным психотравмирующим факторам: острым шоковым психическим воздействиям, сопровождающимся сильным испугом, подострым и хроническим психотравмирующим ситуациям (развод родителей, конфликты в семье, шк4оле, ситуация, связанная с пьянством родителей, школьная неуспеваемость и т.д.), эмоциональной депривации (т.е. дефициту положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения, ободрения и т.п.). Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы : Особенности личности, связанные с психическим инфантилизмом (повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам). Невропатические состояния, т.е. комплекс проявлений вегетативной и эмоциональной неустойчивости. Изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризовые) периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде.

Факторы внешних условий: Неправильное воспитание. Неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия. Трудности школьной адаптации и т.п.

Патогенез. Собственно патогенезу неврозов предшествует этап психогенеза, во время которого происходит психологическая переработка личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательным аффектом (страх, тревога, обида и др.). Важное место в патогенезе неврозов принадлежит биохимическим сдвигам.

Системные неврозы у детей встречаются несколько чаще общих неврозов. Невротическое заикание - п сихогенно обусловленное нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, которые участвуют в речевом акте. У мальчиков чаще, чем у девочек. Развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет (фразовая речь и внутренняя речь). Причины - острые, хронические психические травмы. Невротические тики - автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. НТ (включая навязчивые) – обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты НТ в возрасте от 5 до 12 лет. Проявления НТ: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Невротические расстройства сна. У детей и подростков встречаются весьма часто. Причина: различные психотравмирующие факторы, особенно действующие в вечерние часы. Клиника НРС: нарушения засыпания, беспокойный сон, расстройство глубины сна, ночные страхи, снохождения и сноговорения. Невротические расстройства аппетита (анорексия). Н евротические расстройства, характеризующиеся различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Клиника: отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженная избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наблюдаются пониженное настроение во время приема пищи. Невротический энурез - неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. Этиология: психотравмирующие факторы, невротические состояния, тревожность, семейная отягощенность. Клиника отличается выраженной зависимостью от ситуации. НЭ учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Невротический энкопрез - непроизвольное выделение незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника. Встречается в 10 раз реже энуреза, у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Этиология: длительная эмоциональная депривация, строгие требования к ребенку, внутрисемейный конфликт. Патогенез не изучен. Клиника: нарушение навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствие позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез. Патологические привычные действия - фиксация произвольных действий, у детей раннего возраста. Сосание пальцев, генитальные манипуляции, раскачивание головой и туловищем перед сном у детей первых 2 лет жизни.

Общие неврозы. Неврозы страха. Основные проявления - предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации. Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко галлюцинациями и иллюзиями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.). У детей младшего школьно возраста наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях. Течение неврозов страха может быть кратковременным и затяжным (от нескольких месяцев до 2-3 лет). Невроз навязчивых состояний. Преобладание навязчивых явлений, возникающих неотступно вопреки желанию больного, который сознавая их необоснованный болезненный характер, безуспешно стремится их преодолеть. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости. Обессивный невроз выражается навязчивыми движениями. При фобическом неврозе преобладают навязчивые страхи Невроз навязчивых состояний имеет склонность к рецидивирующему течению. Депрессивный невроз. Депрессивный сдвиг настроения. В этиологии невроза основная роль принадлежит ситуациям, связанным с болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними, сиротству, переживанию собственной неполноценности в связи с физическим или психическим дефектом. Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в пубертатном и препубертатном возрасте. Характерны соматовегетативные расстройства, снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница. Истерический невроз. Психогенное заболевание, характеризующееся разнообразными (соматовегетативными, моторными, сенсорными, аффективными) расстройствами невротического уровня. В этиологии истерического невроза важная способствующая роль принадлежит истероидным чертам личности (демонстративность, «жажда признания», эгоцентризм), а также психическому инфантилизму. В клинике истерических расстройств у детей ведущее место занимают моторные и соматовегетативные нарушения: астазия-абазия, истерические парезы и параличи конечностей, истерическая афония, а также истерические рвоты, задержка мочеиспускания, головные боли, обмороки, псевдоалгические явления (т.е. жалобы на боли в тех или иных частях тела) при отсутствии органической патологии соответствующих систем и органов, а также при отсутствии объективных признаков боли. Неврастения (астенический невроз). Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям. Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков. Профилактика неврозов у детей и подростков прежде всего основана на психогигиенических мерах, направленных на нормализацию внутрисемейных отношений и коррекцию неправильного воспитания. Учитывая важную роль в этиологии неврозов особенностей характера ребенка, целесообразны воспитательные мероприятия по психическому закаливанию детей с тормозимыми и тревожно-мнительными чертами характера, а также с невропатическими состояниями. К таким мероприятиям относятся формирование активности, инициативы, обучение преодолению трудностей, дезактуализация пугающих обстоятельств (темнота, разлука с родителями, встреча с незнакомыми людьми, с животными и т.п.). Важную роль играет воспитание в коллективе с определенной индивидуализацией подхода, подбором товарищей определенного склада характера. Определенная профилактическая роль принадлежит также мерам по укреплению физического здоровья, прежде всего занятиям физкультурой и спортом. Немалая роль принадлежит психогигиене умственного труда школьников, предупреждению их интеллектуальных и информационных перегрузок.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины