Препараты тибетской медицины. Обзор самых известных

Летом секс следует практиковать не чаще двух раз в месяц, а вот физический голод, в отличие от сексуального, вреден в любое время года. Впрочем, и есть надо вдумчиво и по определенным правилам. Рассказываем об этих и других (вполне осуществимые) принципы долгой и счастливой жизни с точки зрения тибетской медицины.

Тибетская медицина ─ одна из самых древних в мире. Cо временем она позаимствовала что-то от индуизма, аюрведы и китайской традиционной медицины. И хотя наша медицина возникла до того, как появился буддизм, тибетские доктора часто применяют принципы буддийской философии. Например, когда мы лечим от зависимостей, то все время говорим пациенту о важности и краткосрочности жизни, о том, как сложно в процессе реинкарнации получить человеческое воплощение, о том, что, изменив свою жизнь, мы меняем жизнь других людей.

Знаменитая во всем мире врач Пунцог Вангмо изложила для Marie Claire свои постулаты гармоничной жизни.

1. Приучите себя правильно относиться к еде

Вообще смысл жизни в еде ─ в буквальном смысле. При переваривании пищи происходит отделение так называемой «чистой» субстанции от «нечистой» – прозрачный сок отделяется от мутного осадка, который в тонкой кишке образует экскременты. Прозрачный сок из желудка и кишечника попадает в печень, где также разделяется на чистую и нечистую части: чистая превращается в кровь, а осадок образует желудочную слизь. Далее чистая часть крови образует мышцы, а нечистая – становится желчью. Из прозрачного сока мышц образуется жир, защищающий тело от холода, а нечистая часть мышц образует выделения девяти отверстий тела. Из прозрачного сока жира образуются кости и хрящи, а из нечистой части – лимфоузлы и жировые выделения. Чистая часть костей образует костный, головной и спинной мозг, а осадок отрастает в виде зубов, ногтей и волос. Чистая часть костного мозга образует семя, а нечистая – превращается в различные смазки тела. Наконец, нечистая часть семени участвует в образовании спермы, а чистая часть стано­вится нематериальной субстанцией, цветом жизни – это основа жизненной силы, красоты и долголетия.

Пунцог Вангмо окончила Университетскую школу традиционной медицины в Лхасе, возглавляла Институт тибетской медицины Шанг-Шунг в Италии, сейчас продолжает практику в США и России

Тибетцы следуют правилу «ешь утром, как царь, в обед – как монах, а вечером ─ как нищий» и никогда не запивают горячую еду холодными напитками

2. Правильно сочетайте продукты

Тибетцы очень трепетно относятся к сочетанию продуктов. Несовместимые продукты – это яйца и рыба, яйца с любыми молочными продуктами, рыба с молоком или коричневый сахар и чечевица. Натощак полезно выпивать стакан теплой кипяченой воды (главное – всегда пить свежую, не вчерашнюю кипяченую воду!). Утром лучше есть теплую еду (кашу, хлеб грубого помола), на обед – мясо, на ужин – что-нибудь легкое, например тушеные овощи. Двигайтесь после ужина, ни в коем случае не ложитесь спать сразу (а если уж легли на полный желудок, спите на правом боку – это поможет пище усвоиться).

3. Принимайте пищу с промежутками не менее четырех часов

В противном случае вы обманываете организм: он принимается переваривать новую пищу, оставив прежнюю. Так возникает «машюпа», что означает «несварение», и образуются шлаки. Если вам захотелось перекусить, лучше выпейте чаю или воды, но не ешьте твердую пищу. Наш желудок имеет четыре «кармана». Два должны заполняться пищей, один – жидкостью, а оставшийся – для перемешивания и переваривания пищи. Важно придерживаться именно этих пропорций и не переедать – часть желудка должна оставаться пустой, чтобы была энергия все хорошо переварить. Сначала надо есть пищу, которая переваривается быстрее, а затем более тяжелую еду. Поэтому фрукты идеально есть за полчаса до плотной еды, иначе в желудке начнутся процессы гниения и будут образовываться газы и токсины.

4. Запомните, что голодать ─ вредно

Мы считаем, что так вы теряете силу. Но иногда можно – только пока вы молоды и не чаще одного-двух дней. Входить в голод надо постепенно, так же как и выходить, отдавая предпочтение мягкой, теплой, маслянистой пище. Сидеть на соках и фруктах плохо, особенно людям Слизи и Ветра. Это снижает пищеварительный огонь и телесное тепло – особенно в холодное время года (много фруктов лучше есть летом и ранней осенью). И, как я уже говорила, мы не приветствуем вегетарианство, а также биодобавки. Витамины, аминокислоты и микроэлементы лучше получать из натуральных продуктов, в том числе мясных. Например, если выяснится, что вам не хватает кальция, я обязательно порекомендую вам густой отвар из костей. Что касается моральной стороны мясоедения, тибетцы полагают, что если есть выбор между жизнью человека и жизнью животного, первая – гораздо важнее. Корова миллионы раз перерождается коровой, шансы получить человеческое воплощение у нее бесконечно малы.

5. Поддерживайте баланс мозга и семени своего мужчины

Когда мужчина много говорит – это плохо, он уподобляется женщине. А еще в Тибете считают, что мужская уверенность в себе напрямую связана с хорошей работой почек (усилить их функции зимой можно с помощью корня женьшеня). В отношении секса мы тоже рекомендуем соблюдать сезонность. Зима, когда сперма плотная, – лучшее время для зачатия, надо заниматься сексом часто. Весной и осенью – два-три раза в неделю, а летом (это не идеальное время для зачатия) – два раза в месяц.

6. Мыслите разумно

Вот пять обязательных правил здоровой жизни: уважение ко всем людям, скромность, честность, соблюдение обещаний, а также крат­кость, немногословность. Слишком много слов портят карму. Еще в тибетской медицине считается, что изначальные причины болезней – это «три яда ума»: неведение, гнев и привязанность. Гнев и агрессивное поведение по отношению к другим людям, к природе – это провокация, которая, в свою очередь, может принести болезнь. Часто, сталкиваясь с трудностями, люди спрашивают: «За что?». Но даже если бы они получили ответ, что бы это изменило? Нет смысла ощущать себя жертвой – примите ситуацию как есть, а затем выясните, что можно сделать.

«Я не лечу как ваши доктора и не говорю, что «вы должны делать то-то, а того-то не делать», ─ говорит доктор Пунцог Вангмо. ─ Но многое действительно зависит от вас. Например, если вы будете дышать более осознанно (медленный вдох животом и спокойный выдох), здоровье и высокий уровень энергии гарантированы. Просыпаясь, настраивайтесь на позитивный лад, ведь солнце всегда светит, даже если вы его не видите».

7. Работайте над собой

Будда говорил: «Хотите узнать, кем вы были в прошлой жизни, – посмотрите на свою сегодняшнюю жизнь. Хотите знать, кем будете в следующей жизни, – посмотрите на свою сегодняшнюю жизнь». Если у вас, например, красивая внешность, значит, в прошлой жизни вы сделали что-то хорошее. Карма – не судьба. Это всего лишь принцип причины и следствия. В переводе с санскрита это слово означает «действие». Любое действие, которое мы совершаем, создает предрасположенность к определенному результату. Считается, что в детстве мы отрабатываем прошлую карму (то есть по тому, какое у вас было детство, можно предположить, как вы себя вели в прошлой жизни), а в старости – будущую. В жизни все непостоянно, поэтому не нужно привязываться к текущей ситуации. В каждый момент мы делаем выбор и, соответственно, улучшаем или ухудшаем свою карму. Поэтому, если вас что-то не устраивает, начинайте работать над собой.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

В соответствии с принципами тибетской медицины, каждый пациент должен определенным образом подготовиться перед визитом к доктору.

Эта подготовка крайне важна для более точной постановки диагноза и для более успешного лечения методами и средствами тибетской медицины. Западная медицина опирается на инструментальные методы обследования и от пациента обычно не требуется столь тщательной подготовки.

В тибетской медицине диагностика осуществляется органами чувств врача в силу его кармической связи с пациентом. Это накладывает некоторые обязательства, как на пациента, так и на доктора.

Обычно консультация у тибетского доктора занимает 20-30 мин., и очень важно использовать это драгоценное время с максимальной пользой.


  • Не сравнивайте тибетскую медицину с западной. Это совершенно различные системы, которые должны рассматриваться только в соответствующих культурно-исторических контекстах.
  • Прочитайте книги или материалы о тибетской медицине на сайте w.w.w.сайт для того, чтобы иметь хотя бы общее представление об этой системе. По крайне мере, постарайтесь понять смысл таких терминов, как «жар и холод», "ветер", "желчь" и "слизь".
  • Не воспринимайте тибетского доктора как некоего магического чудотворца и не ожидайте, что все ваши проблемы будут немедленно устранены. Лечитесь вы, а врач лишь помогает вам стать здоровым.

Подготовка за день до приема

  • Соблюдайте умеренность во всем, что касается питания, поведения и образа жизни. Это необходимо для того, чтобы внутренние элементы тела, а также ветер, желчь и слизь, находились в сбалансированном состоянии и не влияли на точность диагностики.
  • Не принимайте витамины, не употребляйте в пищу свеклу, морковь, фрукты и другие красящие продукты, которые способны влиять на цвет мочи.
  • Не употребляйте в большом количестве мясо, масло, не пейте алкоголь, крепкий чай и кофе, не ешьте «нечистую пищу» (лук, чеснок, черемша); не занимайтесь сексом; воздержитесь от занятий спортом и другими видами деятельности, которые связаны со значительными физическими или умственными нагрузками. Не следует слишком много разговаривать, спорить или ссориться. Постарайтесь хорошо выспаться.

Подготовка в день приема


  • Не принимайте утром горячий душ или ванну, а также контрастный душ. Не очищайте свой язык. Женщинам не красить губы и ногти.
  • После сна помочитесь в чистую без наклеек стеклянную банку (примерно 100-200 мл) своей утренней мочой. Не наполняйте сосуд сразу, важно, чтобы в нем оказалась ваша средняя и остаточная часть мочи.
  • Постарайтесь внутренне сформулировать свои проблемы в сжатой форме и сконцентрироваться на предстоящим приеме.
  • Приходите на прием точно в назначенное время. Постарайтесь не ссылаться на автомобильные пробки на дорогах и пользуйтесь услугами метро.
  • Обычно тибетские доктора интересуются лишь симптомами заболевания и не просят каких-либо документарных подтверждений в виде справок и т.п., составленных западными медиками, однако, на всякий случай, вы можете взять с собой такие диагностические материалы.
  • Обязательно сообщите тибетскому доктору о тех лекарствах, которые вы регулярно принимаете.

Иногда тибетские доктора сразу назначают длительный курс лечения, например, на два-три месяца. В этом случае обязательно поинтересуйтесь, как вы можете связаться с доктором в течение этого периода. Дело в том, что лекарства могут существенно изменить ваше состояние, и вам срочно потребуется консультация.

Также если Вы упустили, что-либо сообщить врача во время приема или же у Вас возникли дополнительные вопросы, то звоните по телефону от 19 до 21 часа или свяжитесь по эл.почте: karatuev@сайт

Буддийские тексты рекомендуют воспринимать полученное от тибетского доктора лекарство, как драгоценность. В идеале вы должны представлять доктора в облике Будды Медицины, который дает вам драгоценность, способную исцелить от всех недугов, в том числе и ваших.

Желательно вести записи тех изменений в вашем самочувствии, которые произошли во время и после приема лекарств. Это может оказаться полезным для доктора.

Если вы простудились, загрипповали или с вами случилось какое-либо острое расстройство, то отмените прием назначенных лекарств и сообщите об этом врачу.


Мы с сыном живем мирно, стараясь особо не доставать друг друга излишним вниманием. Отношения у нас всегда были крепкие и трепетные. В общем – любовь + взаимное уважение. Но иногда у меня, как у любой женщины, случается эмоциональное замыкание. Не знаю, в чем выражается это состояние у обычных заботливых и хозяйственных мам, но у меня вдруг появляется такое чувство, ну знаете «я ему не мать, а ехидна». И начинается – по-моему, А. плохо ест, да и не растет совсем, какой-то он грустный и вялый. Болел в этом году целых два раза. Я совсем им не занимаюсь!!!

Итак очередной «сбой программы» привел меня к тибетскому доктору. Не удивляйтесь, ведь А. простудился за год целых два раза. Целых два. Зорик – так зовут врачевателя нас уже знает, ну не первый же раз программа сбилась, сажает сына на стул.
- На что жалуешься?
- Я? Ни на что. Это мама на что-то жалуется. Ее спросите.
- Мне кажется, что А. какой-то вялый и устает быстро. И болел два раза, - вступила в разговор я.
- Два раза за какой период?
- За год.
- А.
Зорик взял А. за руку. Тибетские доктора диагностику проводят по пульсу. При этом абсолютно точно попадают. Как это они умудряются?
- У него все в порядке, просто учебный год на исходе, отсюда усталость. Я могу дать ему укрепляющих травок, но это не обязательно. Надо побольше гулять, а, гуляя, бегать…
- Ну, прекрасно. Спасибо, - с облегчением сказала я и собралась уже покинуть кабинет с чувством исполненного материнского долга. Перезагрузка произошла, сбой анулирован успешно. Жизнь продолжается.
- А., иди, посиди в коридоре. А вот ты сядь, пожалуйста, - как вы понимаете, эти слова были обращены ко мне. Вы-то, может быть поняли сразу, а я несколько удивилась.
- Я?
- Да-да, Маша, садись.
- А что такое?
- Давай руку.

Здесь, как бы не пыталась я увернуться, все-таки придется пояснить жизненные обстоятельства, свалившиеся на меня в тот момент. Но, дабы не стать в глазах читателя жалующейся на жизнь одинокой женщиной с ребенком, это будет конспект. Итак, побольше воздуха в легкие, решимости в сердце и поехали. Любимый мужчина, с которым я прожила четыре чудесных года, все эти чудесные годы уговаривал выйти за него замуж. Что меня удерживало, не знаю. Но на пятый год я сломалась. Экстравагантная юбка, исписанная крупными буквами майка, гости и прочая атрибутика вступающих в брак уже была готова, когда ровно за пять дней до ожидаемого события он исчез. Как в анекдоте – утром ушел на работу со словами: приду вечером, закажем тебе твой Хаммер – и не вернулся. Смешно. Хотя тогда меня это чуть не убило. Глупо пронадеявшись на чудо до самого дня свадьбы, я начала медленно перебираться из мира скорее живых в мир скорее мертвых. При этом данный переход был единственным занятием, которое доставляло мне удовольствие. За месяц из пышной дамочки с приличным бюстом я превратилась в существо 40 размера с костями, выпирающими наружу и очень голубыми венами. В общем – унисекс.
Кстати, прибавьте к анекдоту про «ушел на работу и не вернулся» то, что у нас был совместный бизнес, вне которого я как-то автоматически оказалась. Оба автомобиля тоже покинули меня. В общем, приключение.
Прошло полгода. Я нашла работу. Даже две. Ужасно интересные. И даже стала замечать, что вокруг меня делается. Все это время мой героический ребенок шел со мной рядом, переживая и за меня и за себя. Вот так!
Вот так! Но это еще не конец конспекта. Едем дальше. Прошло полгода, помните, работа, немного радостей, интересов… И тут появляется он. Да, мой любимый мужчина. Тот самый. И до сих пор горячо любимый. Не знаю, как бы поступила на моем месте нормальная женщина со здоровой психикой. Кстати, не знаете, как? Я тоже. Но я, обладая от природы психикой черезчур обремененной эмоциями, простила. Да. И даже не сохранила в своей душе хотя бы маленький островок обиды. А ведь он мог предостеречь от всяких глупостей, каких? Едем дальше.
Прошло несколько месяцев.
- Ты знаешь, мы не можем быть вместе, это была ошибка, я ухожу!
Так же неожиданно. Мастер своего дела!
И ушел.
И я ушла. В мир теней. Опять без работы, опять без желания жить, надежды, радости - список можно продолжать до бесконечности.
Прибавьте к этому месяц и мы опять в кабинете тибетского доктора.

Я?
- Да-да, Маша, садись.
- А что такое?
- Давай руку.
Зорик взял мою кисть и как-то слишком пристально на меня посмотрел.
- Ты не чувствуешь последнее время усталость?
- Чувствую.
- Головокружение?
- Да.
- Все время холодно…
- Все время.
- Что-нибудь ешь?
- Я?
- Понятно…
При этом, все вопросы-ответы сопровождаются совершенно дикими действиями. Слева от Зорика в его кабинете стоит комод, заполненный банками с травами, которые он каждый год привозит из Тибета. Так вот, дикость состояла в том, что, задавая вопросы, он доставал все новые и новые банки на стол. Потом, не отрываясь от нашего чудного диалога, начал раскладывать такие квадратненькие бумажки, в которых обычно отпускает снадобья больным. И, поверьте, бумажек было не меньше, чем банок.
Как описать вам мое состояние при виде всего этого? Да никак. Я просто задала вопрос:
- Зорик, я что, уже умерла?
- Нет, Машенька, что ты? Как тебе объяснить твое состояние с точки зрения западной или восточной медицины?
- Ну я в восточном журнале редактором работаю, поэтому и медицина восточная мне ближе…
- Понимаешь, у тебя НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
- Недостаточность чего, Зорик?
- Всего, - просто и ясно.

Да, Тибет – место загадочное и до сих пор непознанное. Чтобы описать весь ужас, в котором я прожила год, да, по правде говоря продолжала жить на тот момент, двумя словами, надо познать настоящую мудрость. Я-то думала, что я жить не хочу, радости никакой не осталось, любовь покинула меня навсегда – пошлость все какая-то.
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ВСЕГО. Именно так. Я всем сердцем желала и радости и любви, и ощущений и бог знает чего еще. Мне просто этого недоставало. Оказывается я вовсе не собиралась умирать. Просто устала очень от того, что желания никак не исполняются. Но суть-то в том, что они есть. Иначе откуда ей взяться – этой восхитительной недостаточности?
Тибетцы верят в реинкарнацию. От их земного пути зависит то, кем они возродятся в новой жизни. Боги Зорика, я очень прошу вас, когда будете решать его судьбу, вспомните об одинокой женщине, которой он спас жизнь двумя словами. Может эта самая жизнь не очень весома по сравнению с колесом перерождений, но я так не думаю. Потому что, когда боль, терзавшая душу так долго, вдруг немного отпустила благодаря настоящему тибетскому доктору, эта самая вновь обретенная жизнь заиграла новыми смыслами и захотелось любить весь мир и говорить только добрые слова тем, кто вокруг. Слышите, боги Зорика, подумайте об этом, когда будете решать его судьбу. Обязательно!

Количество тибетских целителей в Москве, кажется, уже сравнялось с количеством «потомственных колдунов» и «белых магов». Идя на встречу с одним из них, я обнаруживаю на небольшом отрезке Садового кольца несколько заведений, предлагающих услуги тибетских врачей вперемешку с «восточными благовониями» и «китайским чаем» — и следуют они буквально друг за другом. Это увлечение пришло к нам, конечно, не вчера: new age с модой на все умиротворяющее восточное — голливудский буддизм, йогу, Тибет, лам, кришнаитов, мантры, медитации, зеленый чай и благовония — главное культурное поветрие конца 1990?х — начала 2000?х. Наибольшее распространение у нас, как и везде, получили, естественно, два последних; впрочем, и длительные путешествия на Тибет, и житие в буддистских монастырях как вариант современного эскапизма, распространившегося среди столичной богемы, тоже часть new age. Между тем в отличие от гадалок и колдунов тибетские врачи — продукт высокой древней культуры, по крайней мере должны быть таковыми.

Надо сказать, что в центре «Белый лотос», где принимает мой доктор, чай и благовония — только побочные продукты: чай подают пациентам, а благовониями пахнет в его кабинете. Сам лама Ринчен Тензин уже более двадцати лет является монахом древней традиционной тибетской религии Бон и сейчас входит в Совет тибетских врачей, созданный при правительстве далай-ламы. В соответствующих экзотических одеждах, красив, благообразен, доброжелателен, то и дело сверкая даже не голливудской, а какой-то совершенно нереальной ослепительной улыбкой, он терпеливо отвечает на все многочисленные вопросы.

— Сейчас в России столько тибетских врачей…

— Да, и многие из них, наверное, хорошие, но я хочу сделать предупреждение. Как традиционно выглядит тибетский врач? Он в течение шести лет обучается в монастыре, учится очень много — это очень сложная медицина, — а потом в течение трех лет он вместе с учителем занимается практикой, осматривает пациентов, и только после этого — через девять лет — он имеет право называться настоящим тибетским врачом. Здесь, наверное, подобное обучение не так распространено, но много людей, которые где-то поработали переводчиками у тибетских врачей, где-то почитали книжки, узнали несколько лекарств и начали лечить людей. Поэтому нужно точно знать, что человек является настоящим действующим тибетским врачом. Неважно, мужчина он или женщина, китаец, американец или еще какой-то иностранец, главное, чтобы он был настоящим врачом, был правильно обучен.

Я начал изучать медицину с пятнадцати лет, учил до двадцати пяти и продолжаю учить сейчас, и до сих пор мне приходится заглядывать в книги, когда бывают пациенты, которым сложно поставить диагноз.

— А что такое настоящая тибетская медицина?

— Истинная тибетская медицина возникла четырнадцать-шестнадцать тысяч лет назад в легендарном государстве Шанг-Шунг, о существовании и местоположении которого ученые спорят до сих пор, в традиции религии Бон; буддизм появился только потом, много веков спустя. Основания тибетской медицины изложены в священном тексте, который называется «Чжуд-Ши». И до сих пор именно по нему проходит традиционное обучение, и множество мудрецов в прежние времена и сейчас писали и пишут к нему комментарии. Есть много школ, где до сих пор изучают медицину в традиции Бон, например в Индии — я сам из монастыря на севере Индии. Есть Совет тибетской медицины, штаб которого находится в Индии, и я тоже в нем состою.

— Скажите, пожалуйста, а почему вы стали заниматься медициной?

—Я ничего не выбирал, я жил этим с самого раннего детства — мой отец, дед, дядя были врачами, с детства я получал эти знания. Медицине нужно учиться с целью помочь всем живым существам, и медицину можно изучить только таким образом.

— Жители больших городов и жители Тибета ведут совершенно разный образ жизни — есть ли разница в подходе к лечению тех и других?

— В тибетской медицине все человеческие недуги делятся на болезни жара и болезни холода — и, соответственно, есть два вида лекарств: если болезнь горячая, то лекарства нужно принимать холодные, и наоборот. Еще очень большое значение имеет образ поведения и образ питания. Российская и тибетская пища очень похожи — люди в Тибете, так же как и в России, не добавляют в еду много специй, мы едим одинаковые виды мяса, не считая конины, которая очень популярна в Тибете. И там и тут едят много тяжелой, маслянистой, жирной пищи — в Тибете даже чай с маслом, из-за этого много проблем с давлением. Но жители больших городов едят еще и много концентратов и полуфабрикатов, много различных искусственных добавок, которые впоследствии вызывают несварение и всякие болезни.

В целом есть одинаковые для всех классы болезней, но у каждого человека своя конкретная болезнь с конкретными особенностями, а значит, и лечение будет разное. Общие и способы диагностирования: прощупывание пульса (пульс на запястьях обеих рук дает информацию о состоянии 12 главных жизненных органов. — Е. С.), уринодиагностика (на прием к тибетскому врачу пациент должен приходить примерно как на анализы в обычную поликлинику — с утренней баночкой. — Е. С.), расспросы, что, где и как болит, лекарства и рекомендации по питанию и образу жизни.

— И все-таки мы люди совершенно иной культуры, а медицина — это часть культуры. Может быть, нам лучше лечиться так, как принято в нашей культуре?

— И у китайцев, и у тибетцев, и у русских бывают такие болезни, которые лучше было бы лечить тибетскими лекарствами и европейского способа излечения просто не существует. Но у них может появиться и такая болезнь, которую лучше лечить европейскими средствами. Европейские лекарства — нечто вроде «скорой помощи»: когда у человека что-то болит и ему нужно быстро облегчить свое состояние, он пользуется европейскими средствами. Тибет действует немножко иначе — медленно, постепенно искореняется причина болезни, но сразу от тибетских лекарств пользы не будет. Например, если у вас болит печень, вы приходите в европейскую больницу, где вам лечат печень, — при этом лекарства, которые вы принимаете, могут наносить вред другим органам. Тибетские лекарства, устраняя причину болезни, никогда не нанесут вред другим органам. При этом и в тибетской медицине есть очень сильные лекарства, но для особых, редких случаев — обычно, как правило, их не используют. Тибетский способ лечения не сводится только к приему лекарств, сюда входят также образ жизни, образ питания, иглоукалывание, прижигания, примочки.

— Вы уже не первый раз работаете в России. Какие вы видите общие проблемы у нас, общие огрехи в образе жизни?

— Они, конечно, есть. Прежде всего это проблемы с давлением — и высоким, и низким. Как я уже говорил, очень часты болезни несварения, практически у всех людей, которые приходят на прием, желудок не очень хорошо справляется с пищей, много проблем с дыханием — астматика, аллергия, женские проблемы: ваши женщины очень часто плохо кутаются в холодное время года.

— По всем этим поводам, наверное, есть и какие-то общие рекомендации?

— Общая рекомендация для хорошего здоровья — следите за едой. Корень всех болезней — пищеварение: если с желудком все будет хорошо, то будет хороший обмен веществ и не будет никаких болезней. Не употребляйте старую пищу, которую вы приготовили не сегодня, и вообще готовить надо понемножку на один раз, не ешьте холодную пищу — всегда греть ее перед едой. Ничего не должно быть в избытке — соли, сахара, масла; нужно пить много обычной кипяченой воды, которая намного полезней, чем всякие газированные напитки и соки из пакетов. Очень важно есть понемножку, часто и с большим количеством воды. Не нужно есть сильно зажаренной пищи. Овощи и фрукты — это витамины, это очень хорошо, но их нужно долго и хорошо пережевывать. Конечно, можно иногда позволять себе что-то вредное, но если делать это все время — не будет ничего хорошего.

Очень важно не сидеть на холодном и сыром — цементе, бетоне — даже если он теплый, свойства его холодные, и это вредно. Не надо вводить в систему витамины и всякие добавки — организм привыкает к синтетическим витаминам и перестает их вырабатывать сам, и, когда вы заканчиваете прием, возникает их недостаток. Тибетские лекарства действуют совершенно иначе: они ничего не привносят, а просто улучшают жар пищеварения, и желудок начинает лучше работать, поэтому, если долго принимать тибетские лекарства, а потом престать, никакого вреда от этого не будет. По опыту прошлого года могу с уверенностью сказать: тибетские лекарства русским людям пользу приносят. Естественно, чем моложе человек, тем лучше ему помогают лекарства, но польза есть для всех.

— Помимо сугубо телесных болезней, одна из главных проблем много работающего современного жителя мегаполиса — хроническая усталость, апатия, депрессия, всяческие неврозы. В западной медицине вокруг этого построена целая индустрия — нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты. А как с этим обстоит дело в тибетской традиции?

— Все эти симптомы — подавленность, депрессии — можно поделить на четыре вида: бывают депрессии, вызванные болезнью слизи, болезнью ветра, болезнью желчи и болезнью крови. Хотя человеку кажется, что это всего лишь его настроения. Конечно, лекарства от этого есть — например, причиной может служить болезнь ветра, то есть человек плохо питается, это влияет на его состояние и настроение и на выходе дает очень много ненужных мыслей, из-за чего и появляется подавленность и депрессия. Для всех этих болезней есть лекарства.

— То есть у всех душевных состояний только физические причины?

— Все подобные состояния можно разделить на два типа: болезни, вызванные материальными причинами, и болезни, вызываемые духами. Мы люди верующие, мы болезни, вызванные духами, лечим ритуалами. Если болезнь свежая, ее лечат только ритуалами, если старая — на помощь приходят и медицинские средства. У европейской медицины нет средств от таких болезней.

— Европейское сознание достаточно скептично — когда вы лечите людей иной культуры, насколько важна вера пациента в ваше лечение?

— Если говорить о религии в принципе, то там вера имеет первостепенное значение — без веры никуда. Во всем же, что касается медицины, вера никакой роли не играет — если лекарство точно подобрано, оно вам поможет, верите вы в это или нет. В то же время, если вы сильно верите в лекарство, в тибетскую медицину вообще, во всех тибетцев, но доктор вам поставил неправильный диагноз и дал неправильное лекарство, оно вам не поможет ни в каком случае.

В следующий раз мы встретились уже на приеме. Врач долго прощупывал мой пульс, по обычаю тибетских врачей ничего не спрашивая вначале (чтобы, как он объяснил, самому сказать пациенту о его проблемах и тем вызвать доверие), попросил показать язык, и потом спросил, не беспокоит ли меня желудок. «Да, да — радостно ответила я, — съела, наверное, какую-то несвежую дрянь и уже третий день питаюсь исключительно сухариками». Доктор сказал, что это «болезнь желчи», ничего серьезного, выдал мне три пакетика с лекарствами и велел принимать их две недели — что я добросовестно и проделывала, несмотря на то что коричневые шарики тибетских таблеток, которые нужно обязательно разжевывать, на вкус неимоверно горькие. До такой степени, что невозможно было удержаться от страдальческой гримасы и окружающим приходилось рассказывать историю про тибетскую медицину и мой поход к врачу. Через несколько дней действительно все прошло, но жизненный опыт подсказывает мне, что прошло бы, вероятно, и так, само собой, ну, попила бы активированного угля — как и сказал врач, ничего серьезного. Между тем я знаю несколько человек, которым тибетское лечение помогло в куда более серьезных случаях, да и к моему доктору запись очень плотная.

Каково же резюме? В меру сдержанная и в меру скептическая позиция может быть сформулирована примерно так. Современному западному человеку, живущему в мире, где все сдвинулось с привычных мест и перепуталось, где распался традиционный уклад и где неврозы стали неотъемлемой характеристикой культурного человека, очень хочется услышать ободряющие формулы вроде «устранить общий разлад», «убрать источник болезни». И если кто-то в результате избавляется от телесных проблем, это очевидно хорошо, и если у кого-то просто возникает ощущение правильного и полезного действия, которое вот сейчас наладит что-то в жизни, — это тоже очень неплохо. К тому же за темным метафорическим стилем — «болезни ветра», «болезни жара» — оказываются вполне понятные и даже знакомые с детства наставления: «ешь мало, но часто», «хорошо пережевывай пищу», «не сиди на холодном». Именно это соответствие житейскому здравому смыслу и подкупает лично меня — а вот нечто несообразно экзотическое обязательно бы насторожило. Будучи проверенной не только веками тибетской медицины, но и твоей собственной мамой, эта мудрость в любом случае стоит тех 50-100-200 долларов, заплаченных за прием у тибетского врача. Ну а в некоторой иронии, которая, безусловно, присутствует в таком раскладе, есть даже своя прелесть — прелесть смирения.

Доктор Пунцог Вангмо, руководит отделением тибетской медицины в Институте Шанг-Шунг в США и считает свой основной миссией распространение уникального наследия тибетской медицины во всём мире.

1. Слушайте ритмы своего тела

Наш организм можно сравнить с автомобилем: в юности мы можем развивать невероятную скорость, постоянно нажимая на газ. Однако если мы не поменяем отношение к своему здоровью, то механизм может просто сломаться. Молодые люди часто не осведомлены о последствиях неправильного питания, поведения. Сейчас многие сидят за компьютером до утра, подвергаются воздействию информационного мусора.

Всё это приводит к тому, что, когда тело, наконец, засыпает, ум все еще напряжен, он никак не может расслабиться. У человека развивается сильное чувство привязанности, наш ум постоянно что-то ищет, он никак не может стать наполненным. Ну, например, если такой человек чувствует, что жарко, то он обязательно будет искать холод, почувствовав холод, станет искать жару и т.п. Никогда такой человек не скажет, что наконец-то ему хорошо, и он чувствует удовлетворенность. Тибетская медицина предлагает с детства обращать внимание на стиль жизни и питание.

2. В холодное время года одевайтесь теплее

Думаю, для русских женщин очень важный момент – это достаточно тёплая одежда. У многих пациенток, которые обращаются ко мне в России, из-за переохлаждения появляются проблемы с почками и репродуктивной системой. Причина – в стремлении одеваться легко даже в зимние месяцы и употребление холодных напитков.

А если вы ещё и часто едите продукты, которые имеют холодную природу (например, картофель и гречка), то тибетский доктор, скорее всего, заметит у вас расстройство энергии ветра. Это проявляется в повышенной нервозности, неспособности сосредоточиться, бессоннице, нестабильных эмоциях, болях в пояснице и нижней части живота из-за нарушения кровоснабжения.

3. Создавайте счастье из мелочей

Когда я только приехала на Запад, ко мне на приём приходили красивые молодые женщины и жаловались на депрессию, бессонницу, проблемы, плохое самочувствие. Поначалу я не могла понять: как это возможно? Мне даже казалось, что я неправильно их понимаю или что они надо мной смеются. Ведь у этих женщин комфортная, спокойная жизнь. Их семьям хватает еды, их страна не находится в зоне боевых действий, у них есть крыша над головой и тепло в домах, так о каких же проблемах они говорят? Только со временем я осознала, что проблемы у женщин в западных странах действительно есть… Чем больше у человека вещей, тем больше причин для волнений… Тибетская медицина предлагает каждый день помнить о том, что означает человеческая жизнь, в чём истинные ценности. Жизнь – это не один вкус, жизнь – а целый коктейль. В Тибете мы говорим: даже у короля птиц, который летает очень высоко, есть тень, и она всегда с ним, куда бы он ни полетел. Наше сознание всегда с нами. Как только вы осознаете ценность жизни, вы перестаёте участвовать в безумной гонке, где вы зачем-то набираете очки. Нет никаких стандартов хорошего и плохого, для одних одно событие хорошее, для других – плохое. Когда вы чувствуете себя несчастной – вот это плохо, а хорошо – когда счастливы. Я обращаюсь к пациенткам с просьбой найти их внутренний свет. И когда люди видят этот свет в душе, можно излечиться даже от сильнейших страхов. Начинайте утро примерно с таких мыслей: «Я относительно здорова, в нашей стране нет войны, у меня тёплый дом, я окружена любимыми людьми, у нас много хорошей еды». Такое начало дня каждого человека сделает умиротворённым и благодарным.

4. Не отказывайтесь от себя, заботясь о семье

Женщины во многих странах больше мужчин привязаны к семейным ценностям. Для многих главная цель – создать семью и заботиться о том, чтобы все в ней были счастливы и здоровы. Но думать о доме каждую минуту, волноваться по поводу каждого прыщика на лице у детей – может стать не слишком здоровым и благодарным делом. Я не так много знаю, и не говорю по-русски, но заметила, что русские женщины часто совсем отказываются от себя ради семьи. Не стоит так делать.

5. Заботьтесь о внутренней красоте

Настоящая красота женщины – это её характер. В Тибете мы говорим, что женщина, – это энергия солнца: когда выходит солнце, листья раскрываются и всё цветёт, солнце имеет силу давать жизнь. Энергия солнца – сострадание, добро, это и есть красота женщины. Когда мы злимся и подвержены стрессу, то красота не видна. Старайтесь оставаться в солнечном настроении – в этом поможет тибетский массаж ку-нье, даже после одного сеанса и настроение, и состояние кожи совершенно меняется. Сегодня много различных спа- и веллнесс-студий, но важнее всего ментальное и эмоциональное воздействие.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины