Что нас ждёт в медитации? Изменённое состояние сознания. Измененные состояния сознания: психологический анализ Измененное состояние сознания лечение

Размышляя о новых перспективных способах получения человеком информации из окружающего мира и анализируя свой опыт изменённых состояний сознания, я неизменно прихожу к выводу, что медитация со временем должна стать для человека полезной и важной привычкой. Она способна насытить жизнь неизведанными эмоциями и переживаниями, образами и мыслями. С одной стороны, медитация даёт возможность расслабиться, успокоить свой ум и погрузить сознание в состояние покоя и внутреннего созерцания. С другой стороны, в медитации можно достичь состояния повышенной интеллектуальности, когда можно глубоко размыслить отдельные аспекты своего существования, обдумать насущный вопрос или возникшую проблему. За счёт того, что в спокойном расслабленном состоянии человек не погружен в личные переживания, повышается возможность достичь личностно отстранённого «состояния Наблюдателя », а также активизируется интуитивное мышление. Так мы получаем более объективные ответы на свои вопросы, чем в привычном будничном состоянии. Медитация помогает человеку научиться управлять физическими и психическими состояниями, а также даёт возможность научиться контролировать и удерживать эти состояния на желаемом уровне.

Интересно, что несмотря на то, что у медитации столько плюсов и многие ею интересуются, изучают и пробуют, - мало для кого она становится привычкой. Я задумалась: «почему так происходит»? Ведь практиковать медитацию совсем несложно и доступно каждому. Может быть это происходит из-за того, что у практикующего возникает ожидание «прямой связи с Богом» или чего-то сверхъестественного? Исторически так сложилось, что практика медитации пришла в Европу с Востока и с самого начала оказалась окружена ореолом таинственности. В воображении новичка, намеревающегося заняться ею, возникают образы чего-то сверхъестественного, а мистичность восточных гуру и отсутствие привычной для европейцев логичности и системности в описании этой практики работы с сознанием лишь помогает усилить ожидание чуда. В случае, если такое ожидание не реализуется - а так чаще всего и происходит - появляется разочарование, и человек откладывает новое увлечение на потом, думая, что ещё не готов.

Именно по этим причинам ожидания новичков чаще всего не оправдываются, и после нескольких попыток их настигает разочарование. При этом большинство новичков даже не догадываются, что на Востоке никому не приходит в голову ожидать от медитации какого-то чуда. Для восточных народов медитация - это привычный элемент жизненного уклада, помогающий переключить внимание с внешней динамики на внутреннюю. И если разобраться в процессах, происходящих во время медитации в сознании человека, то станет понятно, что она никогда не для кого не проходит зря. Главная задача медитации - перенастроить систему восприятия и взглянуть на всё по-новому. И не важно, как новая информация будет воспринята, - можно видеть живописные образы и переживать яркие ощущения, а в другой ситуации придёт только одна мысль, но какая!

Именно в таких размышлениях и попытках систематизировать свой опыт у меня появилась классификация достигаемых в медитации изменённых состояний сознания по степени осознанности и глубине погружения. Но прежде чем перейти к классификации, давайте разберёмся с самой техникой медитации и состояниями сознания и постараемся ответить на вопросы: «что такое медитация - это техника или особое состояние » и «отличается ли изменённое состояние сознание от медитативного »?

Часть 1. Медитация и изменённое состояние сознания

Люди часто говорят, что они медитируют, подразумевая, что они пользуются определённой техникой (различные практики, психические упражнения). Например, человек может медитировать каждый день перед сном, чтобы расслабиться после трудового дня. Но расслабиться можно и с помощью массажа. Может ли массаж быть одной из техник медитаций? В какой-то степени да, если рассматривать массаж, как метод достижение глубокого расслабление. Но по своей сути медитация и массаж принципиально различны. Медитация - это не просто техника, а процесс достижения определённого психического состояния (углублённое размышление, внутреннее сосредоточение и т.д.). В то время как массаж - это не более чем воздействие на тело.

В моих представлениях общая картина о медитации складывается такая. Медитация - это практика, которая включает в себя три последовательных этапа: процесс вхождения (погружения), само медитативное состояние и процесс выхода из медитации. Процесс вхождения в медитацию происходит с помощью различных техник, в основном направленных на расслабление и торможение психических процессов с помощью концентрации внимания на одном объекте. Это позволяет минимизировать активность ментально-психической деятельности, отрешиться от внешних раздражителей и перейти в медитативное состояние, непохожее на обычное состояние восприятия действительности. Возвращение в привычное состояние сознания происходит через активизацию системы восприятия тела. Также выход из медитации может происходить через погружение в сон с последующим пробуждением.

Отвечая на поставленный выше вопрос: «что такое медитация - это техника или особое состояние? », я могу с уверенностью сказать, что медитация - это и техника, и состояние ! И всё же в большей степени медитация привлекает к себе внимание как особое психическое состояние: погружённость внутрь себя, в свой индивидуальный мир. Это особое состояние и есть изменённое состояние сознания (ИСС), которое отличается от привычного нам будничного восприятия окружающего мира.

Каждый день мы просыпаемся, чтобы жить активной жизнью, работать, творить, общаться с другими людьми и т.д. Вся наша активность направлена на контроль и взаимодействие с внешним миром. В медитации же наоборот человек глубоко погружён в себя и отстранён от происходящего снаружи. Самая яркая разница между привычным и изменённым состояниями заключается в том, что в первом случае мы воспринимаем в большей степени внешний мир, а во втором - погружаемся в свой внутренний. Далее мы рассмотрим ИСС с позиции того, как меняется наша система восприятия, а также отличие ИСС по степени осознанности и глубине погружения.

Хочу обратить ваше внимание, что любое медитативное состояние - это осознанное изменённое состояние сознания , которое достигается через практику медитации. Медитативные техники помогают в достижении изменённого состояния сознания, при этом в ИСС можно попасть не только с помощью таких техник!

У меня для вас хорошая новость! Изменённое состояние сознания - это не какое-то загадочное состояние, а очень даже привычное для нашего сознания. Мы попадаем в него каждый день, вернее каждый вечер. Думаю, вы уже догадались, что речь идёт о сне. Сон - это неосознанное изменённое состояние сознания , которое реализуется через бессознательное погружение и бессознательное «путешествие» по своему внутреннему миру и которое принципиально отличается от медитации, во время которой медитирующий действует целенаправленно и осознанно.

Сон отнесён мною к категории неосознанного ИСС , так как это - яркий пример изменения нашей системы восприятия, когда мы глубоко погружаемся во внутренний мир, при этом полностью отключаемся от ощущений, привязанных к биологическому телу. Можно сказать, что сон и бодрствование - это противоположные состояния ментально-психической деятельности человека. Бодрствование характеризуется высоким уровнем активности мозга, что даёт возможность динамичной и энергичной работы психики при взаимодействии с внешним миром, а сон, наоборот, является процессом пребывания в состоянии с пониженной реакцией на окружающий мир и минимальным уровнем мозговой деятельности. Но между сном и бодрствованием есть ещё одно важное переходное состояние - просоночное . Это промежуточная фаза, которую мы проходим каждый раз, погружаясь в свои сновидения. В этом состоянии активность мозга ещё повышена, а восприятие внешнего уже понижено. Условно можно сказать что, тело уже спит, а сознание ещё бодрствует. Именно в этом, просоночном , состоянии начинают всплывать различные образы, возникают разнообразные ощущения и эмоции, уводя наше внимание за собой, а после наступает глубокий сон.

Так вот! Ключик к переходу в осознанное ИСС находится именно в этой пограничной фазе. Вопрос только в том, сможет ли человек её уловить и удержаться в просоночном состоянии? Если да, то можно с уверенностью сказать, что ему удастся попасть в медитативное состояние. Но при отсутствии опыта, начиная медитировать, мы часто засыпаем, достигая сильного расслабления. Это происходит по причине отсутствия наработанного навыка, позволяющего удержаться в просоночном состоянии .

Но и это ещё не всё! Скажу больше: состояние нашей системы восприятия может меняться не только в медитации или во время сна, но также и в течение дня, когда мы бодрствуем и физически активны. Когда мы мечтаем, воображаем или планируем, то часто так глубоко уходим в свои размышления и переживания, что забываем об окружающей действительности. В таком состоянии человек может находиться достаточно продолжительное время, пока кто-то или что-то не отвлечёт его от глубоких мыслей. Такой процесс погружения в свои мечты и фантазии можно вполне сравнить с медитативным состоянием. Мечтатель, так же, как и медитирующий, глубоко уходит в свои внутренние образы, при этом понижается уровень восприятия окружающего мира. Его уже не волнует, что происходит снаружи, он увлечён своим новым, собственно созданным, миром.

Восприятие и познание внешнего и внутреннего миров происходит постоянно и одновременно, различие заключается только в том, на какую чашу весов мы кладём свой интерес. Либо мы активно взаимодействуем с внешними объектами, либо уходим в себя, глубоко задумываясь над чем-то. Каждый день по множеству раз, сами того не замечая, мы меняем обычное состояние на изменённое, не задумываясь. Единственное, пока не все люди научились осознавать эти переходы и целенаправленно управлять своими состояниями. Хотя это не сложно - необходимо просто иметь сильное желание познать себя в этом и найти подходящий способ вхождения. Каждому нужно экспериментировать, пробовать и всё получится! Практика медитации нам в этом поможет.

Подводя небольшой итог, хочу ещё раз обратить внимание на то, что изменённое состояние сознания, в котором открываются новые грани самопознания, - это не что-то запредельное и доступное только избранным и просветлённым. Оно доступно каждому, и наша цель - развивать навык его достижения и научиться погружаться осознанно и в любое время. Как мышцы накачиваются во время постоянной физической тренировки, так и уровень осознанности и устойчивости в изменённом состоянии сознания нарабатывается при каждодневной практике медитации.

Часть 2. Информационное пространство самосознания

Цель любой медитации - это достижение изменённого состояния сознания для погружения в себя и переключения восприятия на внутренний мир. Но что это за таинственный мир? Что есть у нас внутри такого, чего не найдёшь снаружи?

До того момента, пока у меня не начались «выходы из тела», о иных мирах я особо не задумывалась. Мне было всё равно, существуют они или не существуют. Но всё изменилось после того, как начались мои «новые путешествия»! Появилось множество вопросов о том, в какие же миры я проникла. Удовлетворяющий меня ответ нашла далеко не сразу. Информация была порой противоречива и часто не совпадала с моими личными ощущениями, переживаниями и образами. Одним из таких противоречий между моим собственным опытом и знаниями, почерпнутыми из книг и от окружающих людей, было в том, что «астральный мир» - опасен! Так получилось, что поначалу мне говорили о том, что практиковать «астральные выходы» без учителя нельзя, можно застрять в «низком астрале» и не вернуться. Конечно, по своей неопытности, я поверила в подобные «страшилки», и мне было страшновато! Но полученный личный опыт показал обратное, чтобы со мной не происходило, я всегда возвращалась из «астрального мира».

Шаг за шагом изучая свой новый мир, мне удалось понять, что он трансформируется под мои интересы и переживания, и что здесь есть возможности пережить то, что в реальном мире прочувствовать невозможно. Например, свободный полёт тела над землёй. Удивляло и то, что тактильные ощущения объектов были очень даже реальными. Моё восприятие, эмоции и ощущения были очень схожи с проявлениями в реальности, а порою даже более яркие и насыщенные. Поэтому временами другой мир мне казался более реальным, чем этот.

Тогда же я стала раздумывать о происхождении этого удивительного мира, в котором можно летать, лёгким движением мысли менять обстановку и совершать прочие замечательные вещи. Потусторонним (в который люди якобы попадают после смерти) этот мир я тоже назвать не могла, ибо не встречали меня там ни умершие родственники, ни ангелы, ни сам Бог J. В общем, не было ощущения, что спонтанно возникший процесс осознания себя в другом мире - это что-то особенное. Мне казалось это достаточно естественным явлением. В итоге я сама для себя определила, что это - мир сновидений . Многие в моём окружении ставили под сомнение мои предположения о том, что у меня появился «пропуск» в другие миры и уверяли меня, что это скорее всего сон, объясняя всё происходящее моей впечатлительностью и богатством воображения.

Когда я впервые познакомилась с ииссиидиологией, меня заинтересовало описание информационного пространства, как основы проявления нашей реальности. Затем постепенно ко мне начало приходить понимание того, что собой представляют иные миры и внутреннее пространство человека. Стало понятно, что сознание человека способно как бы «переключаться» между различными режимами функционирования и связываться с различными частями информационного пространства самосознания. Хотя в ииссиидиологии много достаточно абстрактной и недоказуемой информации, но именно с её помощью я смогла найти удовлетворяющие меня ответы на множество вопросов.

На первый взгляд может показаться, что это знание - выдумка, некая фантазия автора. Однако, когда начинаешь углубляться, то понимаешь, что подробно описанные структуры, механизмы, принципы и законы настолько увязаны друг с другом, что выдумать такое просто невозможно. Представленная в ииссиидиологии информация об устройстве мироздания и сознании человека помогает мне научиться прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между объектами, событиями и явлениями, что меняет мои взгляды на жизнь. Новые представления об информационном пространстве самосознания расставили точки над «i» в моих представлениях о законах и принципах нашего существования.

Давайте немного разберёмся с понятием «информационное пространство ». Всё, что проявлено в этом мире, в том числе и мы - люди, имеет информационную суть, которая первична по своему происхождению. В ииссиидиологии говорится о том, что абсолютно всё - это Информация, которая существовала изначально и которая является основой для проявления Всего. Информация - это информационный базис для рождения всего вселенского Творения, частью которого являемся и мы с вами. Если вы захотите разобраться в вопросах эволюции Информации и понять, каковы Принципы и Законы её проявления, вы можете познакомиться с этой информацией на оригинальном сайте по ииссиидиологии http://ayfaar.org , или с помощью одной из популярных статей на сайте .

Так вот, информационное пространство любого сознания - это часть глобального информационного базиса мироздания, в котором есть полная информация обо всех процессах во всех временных периодах (и прошлом и будущем). Такой базис можно условно сравнить с бесконечно большой библиотекой, в которой хранятся книги всевозможных тематик. Множество сознаний приходит в библиотеку и изучает заинтересовавшую книгу, погружаясь в образы и представления, описанные в ней. Так и мы каждое мгновение своей жизни, проявляем интерес к какой-то «книге», листая страницу за страницей, и материализуем эти образы в окружающем мире через конкретные формы и объекты, и взаимодействуем с ними для получения опыта психоментальных переживаний.

Или представьте, что существует глобальная энциклопедия, наподобие Википедии, где есть множество файлов, в которых заложена суть и значение абсолютно всего. Получая доступ к информационному файлу такой энциклопедии, мы сразу получаем широкий информационный ответ «что, где, зачем и как». При этом один доступ к одному и тому же файлу могут получать самые разные сознания, от букашек до планет, и в зависимости от типа обращающегося сознания возможны разные интерпретации его смысла. Так, например, по материалам Википедии, слово «Дом» имеет множество значений. Наиболее распространённые значения следующие: «Дом — жилище для человека» или «Дом — павильон для животных в зоопарке». Также есть менее привычные значения: «Дом — астрологический термин», «Дом — в значении династия», «Дом (гора) — самая высокая вершина массива Мишабель в Пеннинских Альпах на юге Швейцарии» и другие. И если мы заинтересуемся значением «дома», как «жилища», то ещё в описании получим множество дополнительных перекрёстных ссылок на значение других слов, например, кто живёт в жилище: «люди» и «животные», или материалы для изготовления: «дерево», «камень», «бетон» и т.д. (Жилище — сооружение, место, в котором обитают люди или животные . Внешний вид, материал для стен и внутреннее строение жилищ весьма разнообразны: материалом может быть дерево, брезент, камень, бетон, земля, кирпич, сталь , и даже стекло, кость или снег ).) Так и любое живое создание получает информацию о чём-либо и насыщает своё жизнетворчество через подобные файлы или фрагменты Информации.

Жизнь каждого существа обеспечена содержимым огромного множества разнообразных информационных файлов (фрагментов). Они определяют конфигурацию сознания любой формы: человека, животного, растения, минерала, бактерии, планеты и т.д. Так, сознание каждого человека имеет неповторимую конфигурацию за счёт уникально комбинированных информационных фрагментов, которые несут в себе информацию о том, какая должна быть форма и какие интересы в неё заложены - это своего рода многозадачные программы, необходимые для получения определённого опыта. Так определяется психоментальная составляющая личности, желания и возможности для её жизненного творчества, а также соответствующие условия окружающей действительности. Вся эта информация находится в общем информационном пространстве мироздания, к которому у каждой личности есть свой уникальный механизм доступа. В зависимости от степени и уровня развития сознания личности она может получать доступ к большей или меньшей части общего информационного пространства. Такая личностная часть общего пространства в ииссиидиологии называется «».

Индивидуальное информационное пространство самосознания - это огромная база данных, где хранится вся информация не только о его текущей жизни, но и о других, так называемых «одновременно-параллельных воплощениях». Каждый из нас, будучи проявлен в биологической форме, может осознавать лишь малую её часть. Это происходит из-за специфики наших биологических форм, которые «привязаны» к определённым параметрам пространства и времени, и в системе восприятия которых может существовать только один, текущий, временной поток. Всё бесконечное множество других «параллельных» временных потоков в привычном состоянии сознания остаётся для нас не доступно! Таким образом, получается, что каждый из нас ограничен особенностями своей индивидуальной биологической системы восприятия, которую мы резонационно (то есть в соответствии со своими внутренними интересам) выбрали для получения специфического опыта в соответствующих сценариях мироздания.

Всё, что мы видим вокруг себя, является отражением специфики функционирования нашего сознания и несёт строго определённый информационный смысл. Можно сказать, что каждая форма сознания (любое существо) организована исключительно на основе всей совокупности своих интересов и обладает своим уникальным направлением развития. Развитие сознания происходит путём фокусного перепроецирования из одной своей формы в другую, обладающую большим опытом (более универсальным информационным наполнением). Шаги такого фокусного перепроецирования могут быть как очень и очень маленькие - бездумное существование, так и весьма существенные - в случае, если человек предпринимает мощные усилия по работе над собой и интенсивно ищет ответы на экзистенциональные вопросы.

Как я уже говорила, у любого существа (атома, клетки, человека или Вселенной) есть индивидуальное информационное пространство , которое является частью универсального информационного базиса всего Творения. Постепенно расширяя границы своего информационного пространства за счёт целенаправленного развития сознания, каждому существу становится доступна всё большая и большая часть общей информации, а значит и больше возможностей для жизненного творчества. Нас с вами интересуют возможности развития сознания человеческого типа , поэтому далее будем говорить именно о человеческих возможностях .

Специфика устройства нашего биологического тела такова, что в нём интегрировано огромное количество сознательных биологических элементов, имеющих общий универсальный характер. Так, например, наши клетки мышц, клетки жировой ткани, клетки эпителия и многие другие имеют очень много общего с аналогичными клетками других живых существ - собак, свиней, дельфинов, обезьян. Минеральные соединения, входящие в структуру нашего организма, также имеют общую информационную основу с минеральным царством (соли, металлы, оксиды, кислоты…). Таким образом, отдельные элементы наших конфигураций сознания имеют нечто общее как с животным, так и с растительным и минеральным царствами. Эти общие сознательные элементы служат мощным объединяющим фактором, обеспечивающим всем этим существам доступ к одной и той же Информации. Вследствие этого мы все оказываемся неразрывно связаны как на уровне органов и клеток, так и на микроскопическом уровне - атомов и молекул.

Когда мы говорим об обычном состоянии сознания человека, то подразумеваем, что оно осуществляется с помощью привычной системы восприятия - пяти базовых органов чувств. Именно эти пять биологических источников информации обеспечивают нам очень плотный и неразрывный контакт с текущей структурой пространства-времени. Обработка информации, поступающей от этих органов непрерывно пополняет копилку нашего опыта и расширяет границы нашего индивидуального информационного пространства . Но, кроме привычной нам системы восприятия, наше сознание оказывается способно получать информацию непосредственно из общего информационного пространства мироздания. Достаточно научиться отключать привычную систему восприятия, переводя тем самым сознание в специфическое изменённое состояние , и мы оказываемся способны существенно расширить границы бытия. В особых изменённых состояниях мозг способен настраиваться на информационное содержимое других временных потоков и других типов сознаний. В таких состояниях мы способны воспринимать не только «другие» свои сценарии жизни, но и частично получать опыт существования других форм жизни (тех, что имеют с нами общую биологическую часть). Именно эти состояния я называю «погружение во внутренний мир», и по моим ощущениям степень такого погружения может быть разной, в зависимости от степени разотождествления со своей биологической формой.

Таким образом, процесс доступа к индивидуальному информационному пространству самосознания может быть как целенаправленным и сознательным, например, при использовании медитативных практик или в моменты бодрствования, так и бессознательным, как это происходит во время сна. В любом случае наше сознание неразрывно связано со своим информационным пространством, и только мы сами выбираем каким способом воспользоваться для доступа к той или иной части хранящегося в нём опыта. В моменты бодрствования мы ограничены психоментальными шаблонами нашей системы восприятия, и никак не способны увидеть «зелёное небо» или «синее солнце». При этом наш фокус внимания чётко контролируется нашими намерениями, а ощущения - окружающей действительностью. В медитативных состояниях мы способны существенно расширить границы своего восприятия за счёт частичного отключения органов чувств и подключения механизмов воображения, моделирования или сценарного сканирования. Управление фокусом внимания осуществляется гораздо более гибко, а виртуальная реальность, формируемая раскрепощённым мозгом, предоставляет огромные возможности. В состоянии сна мы также существенно расширяем границы нашего восприятия - мы способны наблюдать любые метаморфозы нашего сознания, но при этом наш фокус внимания претерпевает хаотические бессознательные флуктуации.

Итог

В изменённом состоянии сознания человек воспринимает индивидуальное информационное пространство специфическим образом. Если ИСС обусловлено медитацией, то человек оказывается способен ослабить влияние привычных органов чувств на своё сознание, и получает возможность «расширенного доступа» к своему индивидуальному информационному пространству . Информационное пространство лишено фактора времени, поэтому сознание медитирующего способно манипулировать информацией любого из доступных ему временных потоков - настоящего, прошлого или будущего. Медитативное состояние сознания позволяет очень гибко совмещать различные фрагменты жизненного опыта, и тем самым даёт возможность, например, сформировать мечту и моментально её воплотить, или перенестись в любую точку пространства, или погрузиться в воспоминания давно минувших дней. Специфика медитативного состояния даёт возможность ощутить безграничность информационного пространства мироздания! Там есть все ответы на любые вопросы и доступ к всевозможному жизненному творчеству! Вопрос только в том, научились ли мы осознанно управлять этой системой, или вынуждены пребывать в ограниченных нашей биологией инерционных условиях существования. Важно помнить, что возможности нашего сознания доступны всем! Необходимо просто сделать первые шаги в направлении освоения и управления доступом в индивидуальное информационное пространство. И в этом нам поможет практика медитаций.

В следующей статье мы поговорим об основных этапах медитаций и рассмотрим типы изменённого состояния сознания.

Измененные состояния сознания - это то, с чем каждый человек сталкивается своей жизни. Одни такие состояния очень кратковременны и могут быть незаметны для человека, как, например, рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира, другие, такие как сон, изменения сознания под действием психоактивных веществ, более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека. На современном этапе развития науки измененные состояния сознания понимаются как способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий По определению А. Людвига - психолога, ставшего уже классиком в разработке данной проблемы, - измененные состояния сознания было бы корректно понимать как качественный сдвиг в характере психологического функционирования.

ИСС подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные. Спонтанно возникающие ИСС появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании, либо при значительном перенапряжении) или в необычных, но естественных обстоятельствах в частности, при нормальных родах), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека. Искусственно вызываемые ИСС возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка). Психотехнически обусловленные ИСС сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также в религиозных обрядах традиционных культа и субкультурах. Обычно выделяют возбуждающие (аутогенная тренировка по Шульцу) и успокаивающие (например, голотропная терапия по Грофу) психотехники.

· Измененное состоя­ние сознания - качественный сдвиг в характере психоло­гического функцио­нирования.

Измененные состояния сознания являются областью исследований, объединяющей усилия десятков наук: генетики, психофармакологии, физиологии, психиатрии психологии, философии. Последние десятилетия наметился новый этап в исследованиях ИСС в связи с изучением психофизиологических коррелятов, а возможно, и мозговых механизмов ИСС.

Почему для психологии важно изучение ИСС? Вся история развития психологии связана с поиском ответов на вопрос: что такое сознание? Одним из путей изучения сознания является исследование его состояний и их изменений. Именно с разработкой этого направления связывается все больше ожиданий на получение новых представлений о сознании человека. Более того, изучение мозговых механизмов ИСС позволит приблизиться к разгадке тайны чело­веческой психики. Рассмотрим спонтанно возникающие ИСС на примере соотношения сна и бодрствования и искусственно вы­зываемые ИСС на примере употребления психоактивных ве­ществ.


Сон . Представляется, что сон и бодрствование являются противоположными со­стояниями сознания человека. Во сне сознание молчит, а при бодрствовании оно ак­тивно. Однако оба эти состояния имеют много общего:

1. Мы думаем, когда спим, так как видим сновидения, хотя тип мышления во сне отличен от типа мышления при бодрствовании.

2. Мы запоминаем события во сне и можем пересказать их во время бодрствова­ния. Это мы знаем из опыта запоминания снов; некоторые сны помнятся всю жизнь.

3. Сон не является абсолютным покоем. Мы двигаемся во сне, а некоторые люди даже ходят.

4. Во сне мы не отключаемся от внешней информации полностью и готовы к при­ему определенных сигналов, например, родители слышат плач маленького ребенка.

5. Сон не уничтожает наших планов. Так, некоторые люди планируют время про­буждения и встают в строго намеченное время.

Данное сравнение показывает, что нет строгой границы между сном и бодрствова­нием по наличию психических процессов, протекающих в этих состояниях. Основ­ные данные, полученные за годы многочисленных и разнообразных исследований сна, сводятся к представлению, что сон - это не пассивность и бездеятельность, а иное состояние. Мозг продолжает активно функционировать. Изучение процессов, проис­ходящих в мозге при бодрствовании и сне, показывает, что эти состояния различают­ся по типу мозговой активности.

Новый этап в понимании сна был открыт с началом применения психофизиологи­ческих методов анализа: запись биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), реги­страция мышечного тонуса, движений глаз и т. д. Во время сна мозг проходит через несколько различных фаз, которые повторяются примерно каждые полтора часа. Сон состоит из двух качественно различных состояний - медленного сна и быстрого сна. Они отличаются по типам электрической активности мозга, вегетативным показате­лям (сердечные сокращения, дыхание), тонусу мышц, движениям глаз.

Медленный сон подразделяется на 4 стадии:

1. Дремота. На этой стадии исчезает основной биоэлектрический ритм бодрство­вания - альфа-ритм. Он сменяется низкоамплитудными колебаниями. Это стадия засыпания. На этой стадии у человека могут возникать сноподобные галлюцинации.

2. Поверхностный сон. Характеризуется появлением веретен сна - веретенообраз­ный ритм 14-18 колебаний в секунду. При появлении первых веретен сна сознание человека отключается. В паузах между такими веретенами человека легко разбудить.

3-4. Дельта-сон . Эти стадии названы так, потому что на них появляются высоко-амплитудные, медленные колебания в ЭЭГ - дельта-волны. Они подразделяются на стадии 3 и 4 на основании выраженности дельта-волн: на 3-й стадии волны занимают 30-50 % всей ЭЭГ, тогда как на 4-й стадии - более 50 %. Это наиболее глубокий пе­риод сна. У человека снижен мышечный тонус, отсутствуют движения глаз, становится реже и стабилизируется ритм дыхания и пульс, понижается температура тел (на 0,5 °С). Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в этих фазах сна человек не помнит сновидений, он плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (недооценивает время, проведенное во сне). Дельта-сон, период наибольшего отключения от внешнего мира, преобладает в первую половину ночи.

Быстрый сон - это последняя стадия в цикле сна. Она характеризуется ритмами ЭЭГ, похожими на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при силъ ном мышечном расслаблении, с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц. Подобное сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности объясняет другое название этой стадии сна - парадоксальный сон. Происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов) чередующиеся паузами, эпизодический подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. Благодаря данной характеристике, иногда данную стадию называют БДГ-сон (быстрых движений глаз, или REM -rapid eye movements). В этой фазе наблюдаются эрекция полового члена у мужчин и клитора у женщин. Порог пробуждения колеблется от низкого до высокого. При пробуждении из этой фазы сна люди в 80-90 % случаев сообщают о сновидениях.

Весь сон состоит из 4-5 циклов, которые начинаются всегда с медленного сна и заканчиваются быстрым. Люди не просыпаются после каждого цикла в отличие от животных. Принципиально сон животных не отличается от сна человека, но медлен ный сон менее дифференцирован.

Человек проводит в сновидениях от одного до двух часов, но многие люди не помнят снов, поскольку просыпаются в других стадиях сна. Очень интересным и мало понятным пока фактом является то, что плод человека начиная с 32 недели внутриутробной жизни проводит 70-80% времени в БДГ-сне (Butterworth G., Harris M 1994).

Многие люди сомневаются в необходимости длительного сна. Другие жалуются на недосыпание, приводящее к ощущению разбитости днем. Этот вопрос подвергается научной проверке. Медицина указывает на недосыпание в современном обществе, что сказывается на состоянии человека и общества в целом, является значительно причиной аварий и катастроф. Эта точка зрения имеет многочисленные экспериментальные подтверждения. Недосыпание отрицательно влияет на настроение, а также на выполнение задач, требующих внимания, быстрой реакции, запоминания и принятия решений. Показано, что если длительность ночного сна уменьшалась на 1,3 -1,5 ч, то это сказывалось на состоянии бодрствования днем. Исследования показали, что потребность сна у молодых людей составляет 8,5 ч за ночь, тогда как фактическая длительность сна - 7,2-7,4 ч. Сон продолжительностью 6,5 ч в течение длительного времени может подорвать здоровье человека. Однако следует подчеркнуть, что существуют значительные индивидуальные вариации продолжительности сна (Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л., 1988).

Эксперименты с лишением сна людей показали, что организм особенно нуждается в дельта- и быстром сне. После длительного лишения сна, когда людям давали отоспаться, то сначала увеличивался дельта-сон, а затем, на вторую и третью ночь - быстрый сон. После избирательного лишения только дельта-сна или БДГ-сна, потом компенсируются именно эти фазы сна. Исследования показали, что дельта-сон играет важную роль в процессе запоминания. Чем больше сон был насыщен дельта-вол­нами, тем лучше было запоминание.

Согласно гипотезе В. Ротенберга и В. Аршавского, в быстром сне осуществляется поисковая активность, задачей которой является компенсация отказа от поиска в со­стоянии бодрствования. Авторы гипотезы указывают на многочисленные факты ис­следований на животных и человеке, свидетельствующие о том, что при отказе от поиска повышается потребность в быстром сне. При депрессиях и неврозе тревоги время от начала засыпания до наступления быстрого сна может сокращаться до 40 мин, тогда как в норме оно колеблется от 70 до 110 мин. У человека, который попадает в новую, незнакомую ситуацию, повышается готовность активно реагировать на собы­тия, усиливается исследовательское поведение, что приводит к уменьшению продол­жительности быстрого сна. При маниакальных состояниях, характеризующихся высо­кой, но неупорядоченной поисковой активностью, быстрый сон сокращен до 15-18 мин за ночь при норме 90-100 мин (Ротенберг В. С., Аршавский В. В., 1984).

Интересную гипотезу значения быстрого сна для здоровья человека высказал Е. Хартман. Он выделил две группы испытуемых: долгоспящих (не менее 9 ч.) и короткоспящих (около 6 часов). Эти группы различались длительностью БДГ-сна. У долгоспящих он занимал почти в два раза больше времени. Психическими особен­ностями долгоспящих оказались меньшая эмоциональная устойчивость (они все про­блемы принимали близко к сердцу), беспокойство, тревожность, перепады настрое­ния. Во сне они как будто спасались от сложностей жизни. Хартман предположил, что восстановление душевного здоровья определяется высокой представленностью БДГ-сна. Опросив людей, имевших различную продолжительность сна в разные пе­риоды жизни, он установил, что сокращение сна приходится на периоды хорошего самочувствия человека, увлеченностью работой, отсутствием проблем. Потребность во сне увеличивается при возникновении проблем, снижении настроения и работо­способности.

Сон всегда считался лучшим средством восстановления физических и душевных сил. Однако понимание причин восстановления было очень различным. Так, И. П. Пав­лов полагал, что во время сна нервные клетки коры мозга погружены в состояние торможения, их активность снижена, они отдыхают, остаются лишь отдельные очаги корковой активности, которые и продуцируют сновидение. Чем выше нагрузка на мозг, тем быстрее происходит утомляемость его клеток и быстрее наступает сон. Сно­видения являются показателем неполного торможения активности клеток мозга, что снижает восстанавливающую функцию сна. Отсюда напрашивался вывод: чем силь­нее эмоциональные, психические, информационные нагрузки на мозг человека, тем дольше и глубже должен быть сон. Таким образом, традиционная практика лечения людей, страдающих неврозами, состояла в создании режима восстанавливающего сна, который вызывался снотворными средствами. Однако ни лечебного, ни профилакти­ческого эффекта эта тактика не имела, но зато появлялось привыкание к лекарствам и зависимость от них.

Прямо противоположные взгляды на значение сна для человека высказывал 3. Фрейд. Он представлял, что психика человека состоит из трех основных структур: «Я», «Сверх-Я» и «Оно» (подсознательное). Человек не может осознать свои неприемле­мые желания и поступки в бодрствующем состоянии, так как «цензура» («Сверх-Я») препятствует этому. Во сне эта цензура ослабевает, и вытесненные желания стремятся вновь попасть в сознание человека («Я») в форме сновидений. Сновидения не всегда содержат явный смысл, они могут быть замаскированы, символичны и условны. Для расшифровки смысла сновидений человек подвергается анализу (психоанализу) с использованием метода свободных ассоциаций и клинической беседы. Осознание скрытых, подавленных мотивов своей жизни позволяет пациенту избавиться от невроза, активно преодолевать неразрешенные проблемы. Таким образом, сновидение выполняет активную защитную функцию клапана парового котла, снижая напряжение в структуре подсознания человека.

Сны поддаются контролю. Опыт контроля над сновидениями пришел из традиционных обычаев народов и используется в современной психотерапии. Примером управления сновидениями может служить традиция синойского племени в Малайзии, где отсутствуют психические болезни, люди необычайно миролюбивы и не агрессивны. В этом племени существует обычай обсуждать по утрам сновидения всей семьей, причем дети участвуют в таких обсуждениях с самого раннего возраста, как только это возможно. Цель данных обсуждений - избавиться от страха, преодолеть неприязнь, стать более уверенным в своих силах. Так, если ребенку снится сон, что он не может догнать дичь, то вся семья планирует сон на следующую ночь, в которой ребенок должен справиться со своей задачей. Таким образом, управление сновидениями приводит к регуляции состояний человека и его психическому здоровью (Гарфилд П., 1994).

Рассмотренные концепции и факты позволяют сделать вывод, что сон является измененным состоянием сознания, выполняющим адаптивную роль для обеспечени функций сознания. Сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивая необходимую защиту и реабилитацию.

Искусственно вызванные ИСС. С древних времен люди использовали вещества, изменяющие состояния сознания: стимулирующие или релаксирующие, приводящие ко сну или отгоняющие сон, изменяющие восприятие или приводящие к галлюциннациям. Вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психоактивными, или психотропными. Они включают не только вещества, которые мы называем наркотиками, транквилизаторами, стимуляторами, но и такие знакомые средства как кофе, табак и алкоголь.

При отправлении религиозных обрядов часто применяются психоактивные веще­ства: галлюциногенные грибы, на употреблении которых основан весь шаманизм Евразии и обеих Америк; конопля, известная еще в Египте и затем вошедшая в священ­ный обиход скифов; кока - священное растение инков; дурман и белена, используе­мые в колдовстве; табак в трубках мира; наконец, перебродивший сок винограда, вино - «кровь Христова», - без которого немыслимо таинство причастия.

Во всех зрелых религиях выработаны психотехники, позволяющие достигать ИСС и без помощи психоактивных веществ. Покаяние, молитва, пост, отшельничество, послушание, медитация являются способами расширения сознания, нахождения но­вых смыслов, средством овладения своим поведением. Употребление же психоактив­ных веществ не приводило к наркомании, и мирное сосуществование человека с ними продолжалось удивительно долго. Чтобы психоактивные вещества стали наркотика­ми в современном смысле, потребовались глубочайшие изменения в самой культуре.

В Европе первая вспышка наркомании относится к 1840 г., когда в Англии были приняты меры борьбы с алкоголизмом. В Манчестере аптечные торговцы готовили опиумные пилюли для рабочих, которым алкоголь был не по карману. В Ирландии в то же время началась эпидемия эфиромании, что послужило открытию явления об­щего наркоза. В США первая вспышка морфинизма была во время гражданской вой­ны, когда морфий использовали для обезболивания при ранениях. В 1970-х гг. волна эмиграции из Китая способствовала распространению курения опиума в США. Од­нако этого не произошло в России, когда в годы Первой мировой войны на земляные работы было привлечено 400 тыс. китайцев; обычай курить опиум не вышел за рамки китайской общины. В годы революции наиболее ценным объектом конфискации, кро­ме золота, был кокаин, который считался лекарством от депрессии. В 1920-х гг. во время сухого закона в США получило распространение курение марихуаны, позаим­ствованное у рабочих-латинос. Таких исторических примеров можно привести мно­жество. Как только в культуре наркотики стали предметом наживы, вышли из-под контроля узкой группы, регулирующей их употребление, они стали эпидемией и тра­гедией современного общества.

О каком бы веществе из пяти приведенных групп ни шла речь, все они воздейству­ют на головной мозг человека. Они либо ускоряют передачу сенсорных сигналов, бло­кируя или видоизменяя их, либо мешают нервным центрам выполнять свои функ­ции. В настоящее время понятно, что в основе эффектов, обусловленных действием психотропных средств, лежит их влияние на нейромедиаторы. Пример влияния кокаи­на на механизм передачи сигнала нейромедиаторами представлен на рис. 5-1. Действие кокаина блокирует процесс торможения выделения нейромедиаторов, тем самым уве­личивая объем нейромедиаторов. Это приводит к ощущению эйфории, чувству не­обыкновенной энергии, острым сенсорным впечатлениям. Однако при продолжении использования кокаина возникает истощение этих нейромедиаторов. Эйфория заме­щается тревогой и депрессией.

Многократное употребление психоактивных веществ чаще всего приводит к при­выканию. В этом процессе выделяют физическую зависимость и психологическую. При физической зависимости функционирование нейромедиаторов изменяется и организм переходит на внешнее их замещение, принимая наркотики. Организм, та­ким образом, перестраивается на поступающие извне вещества, которые необходимы для регуляции его активности на биохимическом уровне, что может привести к воз­никновению синдрома абстиненции: при прекращении приема человек испытывает целый комплекс неприятных, а иногда и мучительных ощущений. Формирование фи­зической зависимости приводит также к развитию толерантности: требуется все боль­ше и больше вещества, чтобы вызвать тот же эффект. Психологическая зависимость может возникать и в отсутствии физической зависимости. Так, получив эффект об­легчения в стрессовой ситуации, например при курении марихуаны, употребление которой не приводит к развитию физической зависимости, человек при повторном стрессе упорно будет использовать это средство.

Вопросы для повторения

1. Каковы основные функции психики?

2. Что такое сознание?

3. Какие познавательные процессы вы знаете?

4. Что такое бессознательное и какова его роль в регуляции поведения?

5. Какие ИСС вы знаете?

6. Чем состояние бодрствования отличается от состояния сна?

7. Из каких стадий состоит цикл сна?

8. В чем состоит значение сна?

9. Что такое психотропные средства?

10. В чем состоит проблема наркомании?

Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988. - 246 с.

Гарфилд П. Управление сновидениями: Сборник. - М.: Беловодье, 1994. - 192 с.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Т. 1., ч. 2, гл. 4 / Пер. с фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Мир, 1996. - 370 с.

Основы психофизиологии / Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко, И. Александров и др.; Отв. ред. Александров Ю. И. - М.: Изд. дом «Инфра-М», 1997. - 430 с. - (Высшее образование). - гл. 13.

Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. - Минск: Харвест, 1998. Психология человеческих проблем: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. - Минск: Харвест, 1998. - 1031

Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. - М.: Наука, 1984.

Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б. Младенческое лонгитюдное исследование: специфика психического развития // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 2. - С. 39-54,

Современная психология: Справочное руководство/Под ред. В. Н.Дружинина. -М.:Инфра-М, 1999.-687 с.-(Справочники «ИНФРА-М»).

Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология// Сознание и физическая реальность. - 1996. - Т. 2. - № 4. - С. 48-55.

Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. - Минск: Харвест, 1998.

Измененное состояние сознания переживали все люди. Только у каждого был свой опыт и способы его достичь.

Войти в измененное состояние сознания можно как спонтанно, во время погружения в сон или транс, так и сознательно, под действием медитации или некоторых препаратов. Проявляется же измененное состояние сознания таким образом:

  • сужение (при отрешенности во время транса, медитации, гипноза или засыпания) или расширение восприятия (холотропные состояния);
  • искажение времени, пространства и своего тела;
  • галлюцинации;
  • переход ощущений из одной формы в другую, когда цвета звучат, имеют вкус или запах, а звуки становятся цветными;
  • появление абсолютного понимания, интуитивного восприятия, озарения;
  • долгое переживание сильнейших эмоций - экстаза и эйфории или панического страха, глубокой подавленности;
  • повышение или понижение внушаемости;
  • снижение или повышение порога чувствительности.

Несмотря на необычность этих переживаний, для человека они не вредны. Конечно, если он, стремясь достичь измененного состояния сознания, не применяет такие опасные средства, как алкоголь, наркотики, токсические вещества.

Вхождение в измененное состояние сознания бывает:

  • спонтанным - под воздействием монотонии, сильных раздражителей (громкая музыка, физическое или нервное утомление, истощение, сильные эмоции или невыносимая боль) или, наоборот, при полном отсутствии раздражителей;
  • вызванным искусственно - психоактивными веществами или специальными процедурами, например, холотропным дыханием;
  • требующим специальных обрядов и ритуалов.

Гиперстимуляция психики также заставляет человека войти в измененное состояние сознания. Вот какие способы используются для этого:

  1. Кровопускание, погребение заживо с причинением сильного физического дискомфорта, преодоление сна, причинение сильной боли бичеванием, ношением истязающей одежды, кандалов, вериг - это прямое и чрезмерное действие на тело и разум.
  2. Ритуальные танцы и песнопения, обряды для празднования или оплакивания, лечения или выражения чувств, мольбы, благодарности доводят шаманов, жрецов, колдунов до изнеможения и экстаза.
  3. Наркотики и галлюциногены, известные с древних времен - галлюциногенные грибы, кактус пейотль, конопля, опий - использовались в ритуальных действах и медицине у азиатских и африканских народов.
  4. В наши дни добавились современные средства гиперстимуляции. Летучие наркотические вещества (ацетон, бензин), психоделики (ЛСД), психостимуляторы (кока, амфетамин, экстази), алкоголь - самые опасные среди них. Затем следуют стрессы и нервная перегрузка.
  5. Люди, которые желают достичь измененного состояния сознания как способа изменить себя и избавиться от страхов, обид и боли, используют более безопасные и эффективные методы. Речь идет о мощных психотехнологиях, направленных на изменение состояния сознания и коррекцию личности. Это холотропное дыхание и ребефинг, авторская методика ДМД профессора Козлова, гипноз.

Как достичь измененного состояния сознания с помощью гипостимуляции?

Монотонное повторение мантр, молитв, однообразные действия, занятия йогой и медитацией, пост, преодоление сна - древнейшие способы изменения сознания.

Современный метод - депривация, лишение человека всяких чувств, когда он помещается в специальные лабораторные условия и не слышит, не видит и не испытывает ни тепла, ни холода, ни голода, ни боли.

Для чего это нужно?

Исследования показали, что измененное состояние сознания помогает ускорить процессы выздоровления и психологического восстановления, справляться с болями, стрессами, избавляться от внутреннего напряжения и чувствовать себя более счастливым и спокойным. Но только не в тех случаях, когда с его помощью люди просто хотят сбежать от реальности.

Измененное состояние – что это, что оно дает? Как научиться входить в измененное состояние сознания или, как его еще называют, состояние транса (медитативное состояние)? Что такое ритмы мозга (состояния сознания)? Чем отличаются гамма ритм, бета ритм, альфа ритм, тета ритм и дельта ритм? Что дает определенный ритм мозговой активности? Как расширить сознание? В этом разделе сайта «Х-Архив» вы найдете лучшие техники, которые позволят вам оказываться в измененном состоянии (трансе) и помогут глубже работать над собой, перепрограммировать подсознание, управлять реальностью и исполнять желания. Доказано, что именно в измененном состоянии сознания информация лучше всего усваивается (суперобучение и суперпамять), а задания, мысли и образы (воздействие на сознание) воспринимаются подсознанием как неоспоримое указание к действию. Узнайте, как войти в измененное состояние (трансовое состояние) с помощью особых техник вхождения в транс!

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В. В. КУЧЕРЕНКО, В. Ф. ПЕТРЕНКО, А. В. РОССОХИН

Исследования проведены при финансовой поддержке РГНФ. Проект 970608225.

Целью настоящей статьи является обзор научных представлений о такой мало исследованной в академической психологии области, как измененные состояния сознания, и попытка рефлексии специфизирующих такие состояния признаков.

Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно сознанием и ведущим методом исследования был метод интроспекции, то открытие 3. Фрейдом бессознательных пластов психики значительно расширило рамки предмета психологической науки и породило новые психоаналитические методы исследования. Нечто подобное наблюдается в конце XX в., когда психотерапия, психофармакология, этнография, антропология и другие научные направления вскрывают огромный пласт новой феноменологии, условно называемой измененными состояниями сознания (ИСС). Эта новая феноменология требует систематизации, осмысления и рефлексии с позиций академической науки, разработки собственных методов исследования.

Измененные состояния сознания (а/tered states of consciousness) возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуаций; сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания; острых невротических и психотических заболеваний; когнитивноконфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в чаньбуддизме, применение коанов, т. е. парадоксальных изречений, используемых буддизмом), парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в "логике ИСС "; в гипнозе и медитации и др. В литературе ИСС определяется как психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики (Ф. Д. Гудман,

1983). Ч. Тарт (1972) определяет ИСС как качественную перестройку в индивидуальном паттерне психического функционирования. Наиболее ранней формой фиксации и развития в человеческой культуре сознательного индуцирования ИСС и их активного применения с различными целями является шаманизм. В этнографии описаны измененные состояния, известные под названиями "шаманская болезнь ", "шаманский транс ", состояния коллективного транса, например в процессе проведения шаманского обряда камлания и т. д. В дальнейшем ИСС и приемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в "народной " культуре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и др. Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и способам их регуляции связывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733-1815) были заложены основы гипноза и начато его активное терапевтическое использование.

В современной психологии разрабатываются различные модели, описывающие ИСС: дискретные, континуальные и дискретноконтинуальные. Наиболее ярким представителем первого подхода является Ч. Тарт . Основываясь на представлении о сознании как о сложно организованной, системной конструкции, он развивает концепцию прерывных, или дискретных состояний сознания. Под дискретным ИСС понимается новая по отношению к базисному дискретному состоянию (например, обычному бодрствованию) система, обладающая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной совокупностью психологических функций, которые обеспечивают ее стабильность и устойчивость даже при значительных изменениях отдельных подсистем или определенной перемене внешних условий. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному состоянию, называемый Ч. Тартом процессом наведения дискретного ИСС, происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подсистем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания. Аналогично происходит переход к следующему (например, к более глубокому) дискретному измененному состоянию. Все дискретные ИСС, по Ч. Тарту, представляют собой качественно различные динамические структуры, непрерывно изменяющиеся только внутри самих себя. К созданию теории дискретных состояний сознания Ч. Тарта привели исследования динамики изменения сознания при погружении индивида в гипнотический сон. Он обратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическому состоянию происходит по типу "квантового скачка ". Основные подсистемы при этом резко перестраиваются и организуются в новую, стабильную системную конструкцию, характеризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинства структур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психических процессов.

Противоположной Ч. Тарту точки зрения придерживается К. Мартиндейл, являющийся представителем континуального подхода к моделированию ИСС. В своей теории непрерывных состояний сознания он основывается на предположении о том, что по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков и ИСС непрерывно переходят одно в другое . Так, например, при приеме психоделических препаратов (например ЛСД), при гипнотическом или медитативном воздействии, при сенсорной депривации или постепенном засыпании индивид, погружаясь во все более глубокие состояния, плавно проходит не различные, а идентичные ИСС. При этом индуцирование ИСС при действии таких различных процессов происходит практически по одному и тому же механизму - постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания (бодрствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, архаичных структур сознания. В подтверждение

своего подхода К. Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, при углублении психического заболевания происходит регрессия от обычного, "вторичного " способа мышления к пралогическому, "первичному ".

К. Мартиндейл предлагает одномерную ось: вторичный процесс - первичный процесс, являющуюся основным измерением, вдоль которого изменяется не только мышление, но и все другие аспекты сознания. Так как ось одномерная, то различные ИСС отличаются только одним значимым параметром - положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одному и тому же состоянию сознания, приравниваются друг к другу. Верхняя точка такого одномерного измерения соответствует обычному, исходному состоянию сознания, а все остальные точки прямой - всевозможным ИСС, непрерывно переходящим одно в другое. Ниже верхней точки по оси регрессии располагаются состояния, возникающие при сенсорной депривации или монотонии, дальше располагаются неврозы, еще ниже - уровень, достигаемый при применении медицинских препаратов или слабых психоделиков, ниже - ИСС, индуцированные применением различных техник трансперсональной психологии, еще ниже - сны, за ними - глубокие гипнотические состояния, дальше - психозы и ИСС, вызываемые действием сильных психоделических препаратов типа ЛСД. Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС, вызываемых тем или иным способом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может проходить все остальные, менее глубокие ИСС. Например, с помощью медитативной практики, во всяком случае теоретически, может быть достигнуто любое ИСС, характеризующееся своей точкой на оси регрессии. К. Мартиндейл ссылается также на новое, интенсивно развивающееся направление в психофизиологии, в рамках которого для объяснения ИСС привлекается межполушарная асимметрия и появляются работы, описывающие изменение состояния как следствие изменения степени асимметрии мозга и показывающие, что любое отклонение асимметрии от нормы приводит к регрессии мышления и языка к более древним структурам .

Представитель дискретноконтинуального подхода А. Дитрих в своей теории смежных состояний сознания опирается на работы В. Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого бодрствующее сознание, на окружности - бессознательное, а внутри круга - переходные структуры сознания, качественно различающиеся (разные радиусы), но сравниваемые друг с другом (принадлежащие одному концентрическому кольцу, т. е. равноудаленные от центра). С точки зрения В. Вундта, по мере удаления от центра к периферии отдельные психические состояния постепенно теряют свойство сознательности. А. Дитрих описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчетливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях (например, состояние нормы и состояние патологии). В свою очередь, каждое из обычных состояний сознания является центром своего собственного круга (модель В. Вундта), внутри которого располагаются ИСС, выражающиеся в градациях, степени выраженности исходного базового состояния. А. Дитрих показывает, что, хотя обычные состояния сознания бывают разные, наборы переменных, характеризующих ИСС различных кругов, часто линейно коррелируют друг с другом и, следовательно, ИСС, различающиеся по интенсивности, глубине, средствам вызывания, принадлежности к тому или иному начальному обычному состоянию сознания, имеют большую степень смежности друг с другом. Таким образом, в соответствии с моделью А. Дитриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой. В связи с этим А. Дитрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают значительную смежность с измененными состояниями нормы. Метафорически это можно представить следующим образом: у кругов патологии и здоровья центры различные, а периферия соприкасается .

Применение этих теорий для осмысления современных исследований продемонстрируем на примере критического анализа трансперсональной психотерапии (см. подробнее ). В ИСС, индуцированных интенсивным дыханием, возникают разнообразные переживания, которые, по утверждению С. Грофа, аналогичны феноменам психоделического опыта и могут быть полностью описаны с помощью модели (расширенная картография психики), построенной для объяснения результатов исследований воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека . Какихлибо доказательств адекватности такого расширения объяснительного потенциала своей модели С. Гроф не приводит. Однако обращение к теории дискретных состояний сознания (СС) Ч. Тарта, теории непрерывных СС К. Мартиндейла, теории смежных СС А. Дитриха, показывает, что такой подход возможен (по К. Мартиндейлу), неверен (по Ч. Тарту) и может привести к деструктивным последствиям (по А. Дитриху). С точки зрения теории непрерывных СС одно и то же ИСС может вызываться воздействием совершенно различных факторов (например, дыханием и психоделиками). Анализируя способность различных технических приемов индуцировать ИСС той или иной глубины с точки зрения континуальной модели, можно отметить, что отсутствие качественных различий между разными формами трансовых состояний предполагает и отсутствие качественных различий между существующими средствами их достижения. В этом случае они представляют собой лишь различные пути, разные "входы " в мир ИСС . Например, воспроизведение пережитых ранее ИСС возможно при использовании гипноза; феноменология состояний, возникающих в результате использования ЛСД (С. Гроф), при рассуждениях с позиций континуальной модели, полностью воспроизводится и при применении дыхательных техник и т. д.

Прямо противоположный результат дает анализ проблемы с позиции теории дискретных СС: состояния сознания, индуцированные разными причинами, качественно отличаются друг от друга. Из теории дискретных состояний сознания следует, что при использовании разных способов наведения ИСС будут обнаруживаться качественные различия между разными формами и ступенями индуцированных ИСС. Каждый прием имеет свой определенный "радиус действия ", т. е. позволяет попасть лишь в определенную область сферы ИСС. Чтобы попасть в другую область, следует использовать другой технический прием. Поэтому описание ИСС, индуцированных интенсивным дыханием, с помощью модели С. Грофа, построенной для объяснения результатов воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека, с позиций дискретного подхода не совсем адекватно.

В соответствии с дискретноконтинуальной моделью рабочая зона каждой психотехники определяется ее количественными и качественными характеристиками. Качественная характеристика отражает направленность приема, его релевантность определенной области континуума ИСС, соответствие качественным характеристикам доступных ему видов или форм ИСС, количественная характеристика - сферу охвата, размеры области континуума ИСС, доступной при использовании данной техники. Как мы уже отмечали, в соответствии с теорией смежных СС, измененные состояния патологии могут обнаруживать значительное сходство с измененными состояниями нормы. Интересно, что подобный подход развивается в психиатрических исследованиях еще с 60-х гг.

Например, считается, что существует сильная корреляция между переживаниями здорового человека при действии различных психоделиков и симптоматологией шизофрении (теория "смоделированного психоза "). С этой точки зрения использование в холотропной терапии С. Грофа (основной метод трансперсональной психотерапии, его другое название - пневмокатарсис, что означает достижение катарсиса посредством интенсивного дыхания) для интерпретации феноменов ИСС, полученных с помощью дыхательной техники, модели, описывающей результаты ЛСДпсихотерапии, является проблематичным.

Изучение феноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания, расширить границы традиционного понимания личности. Трансперсональными психологами предложен ряд классификаций, систематизирующих и описывающих необычные переживания личности в ИСС, и модели психики, на них основывающиеся (самые известные из них: спектр сознания К. Уилбера ; картография внутренних пространств С. Грофа ; модель холодвижения (Holomovement - от греч. holos - цельный, movement - движение) Д. Бома (1980); основанная на философии буддизма модель личности Р. Уолша и Ф. Воган ). В отечественной психологии в рамках психосемантического подхода - ИСС рассматриваются через изменения форм категоризации сознания субъекта, трансформации его семантических пространств. В результате исследований влияния эмоций на процессы категоризации при построении семантических пространств в измененных состояниях сознания были выделены следующие критерии ИСС. В измененных состояниях сознания происходят изменения:

1) формы категоризации субъекта, сопровождающиеся переходом от социальнонормированных культурой форм категоризации к иным "точкам сборки " (нестандартным способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний); этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербальнологические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядночувственных (довербальных) образов;

2) эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

3) процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии измененных состояний сознания переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: "было мне видение ", "слышал я голос " и т. п. ;

4) восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью перевода внутреннего опыта, полученного в измененных состояниях, на язык социальнонормированных форм категоризации, например сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии.

На основе психосемантических исследований ИСС разработана и применяется оригинальная техника наведения транса (сенсомоторный психосинтез В. В. Кучеренко, 1986), использующая погружение в иллюзорную реальность путем интеграции ощущений различных модальностей. ИСС проявляются в усилении интенсивности образов памяти, мышления, воображения до такой степени, что по яркости и четкости презентации сознанию они могут превосходить образы восприятия. Например, в глубоком гипнотическом состоянии человек слышит не слово "море ", произнесенное гипнотизером, а слушает шум прибоя и крики чаек. Он видит, как солнечные блики качаются на волнах, людей, загорающих на пляже, и ощущает тепло солнечных лучей и легкую прохладу при дуновениях ветерка, приносящего запахи моря, запах водорослей,

и т. д. Содержание речевых инструкций при гипнозе презентируется в форме сложных интермодальных образов, вытесняющих в сознании образ реальной ситуации. Деструкция образа реальности сопровождается тем, что элементы его чувственной ткани используются для построения иллюзорного образа: шум города превращается, например, в шум леса, пятнистый линолеум на полу - в зеленую полянку, усыпанную цветами, и т. п.

В. В. Налимов описывал измененные состояния сознания с позиций разработанной им вероятностно ориентированной личностной модели сознания . Совместно с Ж. А. Дрогалиной он проводил экспериментальные исследования ИСС, вызываемых с помощью направленной медитации ; в настоящее время она продолжает эти исследования. Изменения в работе языковых систем и речеобразующих механизмов при ИСС изучаются Д. Л. Спиваком , .

Интерактивный подход к анализу рефлексивной активности в измененных состояниях сознания развивается А. В. Россохиным -. Произведено описание феноменологии измененных состояний сознания, актуализирующейся при различных рефлексивных установках, и разрабатываются интерактивные рефлексивные стратегии в ИСС, способные привести к личностной интеграции. Проведены сравнительные экспериментальные исследования эффективности различных сформированных рефлексивных стратегий в ИСС. Разрабатываются методики психокоррекции в измененных состояниях сознания, основывающиеся на специальным образом организованной рефлексивной активности личности.

Интерактивный подход к исследованию ИСС основывается на допущении, что сознательное Я и психическая структура бессознательного, вступающие во взаимодействие друг с другом в ИСС, являются одновременно относительно самостоятельными и взаимозависимыми системами, способными влиять друг на друга и изменяться под таким влиянием. В ИСС эмоционально заряженные образы возникают не сами по себе, они являются порождением актуализирующейся, ранее неосознаваемой части личности (психического комплекса). Через них комплекс презентирует себя сознанию субъекта, и феномены ИСС - это его напряженный "монолог ", составленный из телесных, зрительных, звуковых "слов ". Всю эту символическую презентацию можно метафорически рассматривать как спектакль, посредством которого комплекс обращается к сознательному Я, привлекает к себе его внимание. Это самое начало их встречи друг с другом. Возникающее эмоциональное напряжение повышает тревожность и приводит к активизации защитных механизмов и к соответствующему усилению внутреннего сопротивления встрече с негативным опытом.

Проблема первой встречи сознания и актуализировавшегося комплекса в ИСС часто заключается в отчуждении от испытываемых переживаний. С одной стороны, субъект может расценить появившиеся необычные ощущения в своем теле и образы в своей психике, являющиеся своего рода языком самовыражения психического комплекса, как нечто изначально чуждое себе, как проявления чужеродных образований или воздействий, от которых необходимо побыстрее избавиться. Такое отчуждение от той части собственной личности, которая и порождает мучающие мысленные картины, приводит к тому, что человек реагирует на события, разворачивающиеся во внутренней реальности, так же, как если бы они происходили в реальном внешнем мире. В этом случае в действие вступают старые защитные стереотипы рефлексии и внутренней работы, которые когда-то давно сыграли свою положительную роль, защитив сознание от потока драматических переживаний, но сейчас несущие патогенную функцию, так как благодаря им сознание не имеет выбора и вынуждено реагировать постарому в совершенно новой ситуации. Бессознательные защитные установки приводят к мощному возрастанию сопротивления и порождают стремление вернуться в прежнее

состояние. Субъект восстанавливает полный контроль над ситуацией, что метафорически может быть описано как защитный монолог сознания, не желающего слушать вытесненную часть психики, которая пытается заявить о своих правах. Негативный внутренний опыт снова отвергается, комплекс вытесняется в бессознательное, а его различные проявления (феномены) постепенно исчезают.

С другой стороны, активизировавшиеся бессознательные импульсы, ослабляя и разрушая защитные механизмы, могут вызывать ситуацию, когда сознательное Я оказывается "захваченным, затопленным " (А. Фрейд), погруженным в монолог психического комплекса. При этом сознание занимает предельно пассивную позицию и находится во власти возникающих в ИСС образов. Эта ситуация поощряется, например, в трансперсональных методах психотерапии, в которых постулируется представление о спонтанном и самопроизвольном достижении интеграции личности при погружении в ИСС (С. Гроф).

Наиболее ярко эта позиция выражена в холотропной терапии, в рамках которой лучшей стратегией для переживаний в ИСС является полное прекращение рефлексии и абсолютное доверие глубинной логике бессознательного . Если под достижением интеграции понимать один из путей становления индивидуальности личности, то в трансперсональных техниках бессознательному отводится роль поводыря, ведущего "слепое " сознание по этому пути. Это подразумевает полное подчинение сознательного Я воле и тенденциям активизирующегося бессознательного комплекса, и говорить о встрече как о потенциальной возможности для равноправного диалога при этом не приходится. В связи с таким явным отрицанием интегрирующей роли рефлексии актуальной становится теоретическая проблема: какой из двух процессов проявления личности в ИСС (рефлексия, направленная на переосмысление личностных содержаний и их взаимоотношений друг с другом, или самопроизвольная интеграция личности в более целостное Я) является причиной, а какой следствием? Активная рефлексивная работа вызывает интеграцию или непроизвольно происшедшая в ИСС интеграция приводит к переосмыслению себя и своих отношений с внутренним и внешним миром?

В отличие от трансперсональной психотерапии, придерживающейся второго варианта ответа на поставленный вопрос, в интерактивной психотерапии (методе, разработанном в рамках интерактивного подхода к исследованию измененных состояний сознания) основное внимание уделяется активной внутренней работе, направленной на перестройку самих форм рефлексии, поэтапное изменение патогенного стереотипа взаимоотношений сознательного Я и проявляющихся в ИСС ранее неосознаваемых структур психики и на достижение оптимального интерактивного контакта между ними, способного привести к личностной интеграции. Зрительный "язык " презентации комплекса сознанию создает самые сложные условия для внутренней работы по налаживанию внутреннего диалога. Яркие, часто очень значимые образы обладают значительной ассоциативной силой, они могут как захлестнуть сознание, подавить его активность, так и увести его по ассоциативной цепочке очень далеко от конкретного взаимодействия с активизировавшимся комплексом. Поэтому внутренняя (рефлексивная) работа с негативным комплексом, проявляющимся в сознании преимущественно через зрительные образы, очень сложна и требует привлечения значительных усилий для направления внимания непосредственно на сам комплекс, а не на его многочисленные и сложные зрительные порождения. Если же сознательное Я имеет достаточно желания, сил и решимости преодолеть сопротивление встрече и разрешает проявляющемуся комплексу "выговориться ", а себе "выслушать " его, то начало их позитивному взаимодействию будет положено и монологи с обеих сторон уступят место зарождающемуся диалогу.

Для интерактивного подхода к внутренней работе в ИСС характерно постулирование равной значимости вклада в будущую личностную интеграцию как сознания, так и негативного комплекса. Соответственно и активность обеих сторон при их взаимодействии друг с другом должна находиться на одном уровне. Сознательное Я не должно подавлять комплекс (монолог сознания), подчинять его своим целям и намерениям, управлять ходом взаимодействия. Аналогичные требования предъявляются и к проявлению актуализирующегося комплекса (не должно быть монолога неосознаваемой ранее части личности). Контакт должен быть равноправным и приводить к интерактивному диалогу с целью снятия старых взаимных напряжений и налаживания новых гармоничных и целостных взаимоотношений.

Новый пласт психической реальности вскрывается при изучении осознаваемых сновидений и анализе взаимоотношений сознательного Я и "сновидческого Я " в исследованиях, проводимых А. В. Брушлинским, А. В. Россохиным, М. В. Егоровой. В настоящее время экспериментально показана возможность активизации рефлексивной способности в сновидноизмененных состояниях сознания, изучены некоторые условия ее формирования, проведен качественный анализ полученной в этих состояниях феноменологии и выделены типы рефлексивных (осознаваемых) сновидений .

Исследования ИСС не только дают богатую феноменологию для психотерапии и клинической психологии и позволяют разрабатывать новые, высокоэффективные методы терапии, но и намечают пути к ответу на многие сложные вопросы теоретической психологии, например к выяснению механизмов функционирования творческого мышления на бессознательном уровне. Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии сознания, в то же время имеет междисциплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, клинической психологии, психиатрии, области искусственного интеллекта, социальной психологии и др. Теоретические и экспериментальные исследования ИСС находят отражение в многочисленных обобщающих монографиях и в научных статьях, печатающихся в психологических журналах (основные из них: "Журнал ИСС " - "Journal of Altered States of Consciousness ", издается с 1973 г., с 1981 г. название изменено на "Imagination, cognition and personality "; "Журнал трансперсональной психологии " - "Journal of Transpersonal Psychology "; журнал "Revision - Journal of Consciousness and Change "). Периодически проводятся симпозиумы и конференции по ИСС. На многих международных конгрессах по психологии есть секции ИСС. Осуществляются крупномасштабные программы, направленные на изучение ИСС (проект ISASC, ряд проектов Эсаленского института, США, и др.).

1. Гостев А. А. Образная сфера человека. М.: ИПАН, 1992.

2. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Издво Трансперсонального инта, 1994.

3. Егорова М. В., Рассохин А. В. Рефлексивная активность личности в сновидении // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Смоленск: Издво СГУ, 1996. С. 9-16.

4. Кучеренко В. В. Индивидуальные различия в измененных состояниях сознания // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни / Под ред. Н. Е. Мажара. Смоленск: Издво СГУ, 1996. Т. 1. С. 214-221.

5. Налимов В. В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989.

6. Петренко В. Ф., Кучеренко В. В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 3. С. 70-82.

7. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Издво МГУ, 1988.

8. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: Издво МГУ, 1996.

9. Россохин А. В. Личностная рефлексия в измененных состояниях сознания: Автореф. канд. дис. М., 1993.

10. Россохин А. В. Интерактивный подход к исследованию измененных состояний сознания // Сознательное и бессознательное в социальнополитических процессах современного общества / Под ред. В. В. Журавлева. М.: Инт Молодежи, 1997. С. 84-93.

11. Россохин А. В. Проявления личности в измененных состояниях сознания // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни / Под ред. Н. Е. Мажара. Т. 1. Смоленск: Издво СГУ, 1996. С. 269-276.

12. Спивак Д. Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л.: Наука, 1989.

13. Спивак Д. Л. Лингвистика измененных состояний сознания. Л.: Наука, 1986.

14. Эриксон М. Передовые приемы техники гипноза и терапии. М., 1993.

15. Bohm D. A new theory of toe relationship of mind and body // J. of the Amer. Society for Psych. Research. 1986. N 2. P. 113-135.

16. Dittrich A. Studies on altered states of consciousness in normals. N. Y., 1981.

18. Orr L., Ray S. Rebirthing in the new age. Millbrae, Ca: Celestial Arst, 1977.

19. Reich W. The function of the orgasm // The discovery of the orgone. V. 1. N. Y.: Parrar, Straus and Giroux, 1948.

20. Reich W. Character analysis. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 1949.

21. Tart С. Т. Psychodelic experiments associated with a novel hypnotic procedure // Tart C. T. (ed.). Altered states of consciousness. N. Y.: Wiley and Sons, 1969. P. 291-308.

22. Tart C. T. States of consciousness. N. Y.: Dutton, 1975.

23. Walsh R. N., Vaughan F. (eds). What is a person? // Beyond ego. Transpersonal dimensions in psychology. Los Angeles: Tarcher, 1980. P. 53-62.

24. Wither К. The spectrum of consciousness. Wheaton, Ill: Quest, 1977.

Поступила в редакцию 2. IХ 1997 г.

источник неизвестен

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины