«Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей

>> Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей

§ 10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей

Какие качества кости обеспечивают ее легкость и прочность?
Почему костную ткань относят к соединительной?

Микроскопическое строение кости. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость входят многочисленные кровеносные сосуды и нервы. Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок (рис. 19). Это неклеточное вещество кости. Наличие неклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Типы костей.

По типу строения различают трубчатые, губчатые, плоские кости.

Трубчатые кости имеют вид цилиндров с утолщенными краевыми концами. Они служат длинными прочными рычагами, за счет которых человек может передвигаться в пространстве или поднимать тяжести. К трубчатым костям относятся кости плеча, предплечья, бедра и голени. Трубчатые кости покрыты надкостницей, за исключением суставных поверхностей. За надкостницей следует слой компактного плотного вещества. На конечных участках кости компактное вещество переходит в губчатое, которое заполняет концы костей. В средней части кости губчатого вещества нет, там находится костномозговая полость, заполненная желтым костным мозгом. Красный костный мозг сохраняется в губчатом веществе концевых участков кости.

В толщину трубчатые кости растут за счет надкостницы. Однако масса кости увеличивается незначительно, потому что стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость. Благодаря сложной и согласованной работе тех и других клеток достигается оптимальная прочность кости при наименьших массе и затрате материала.
Рост в длину трубчатых костей происходит за счет зон роста и завершается к 20-25 годам. Зоны роста находятся недалеко от концевых участков костей. Они состоят из хрящевой ткани, которая по мере роста кости замещается костной тканью.

Губчатые кости имеют на поверхности довольно тонкое компактное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом. К губчатым костям относятся кости тел позвонков, грудины, мелкие кости кисти и стопы. В основном губчатые кости несут опорную функцию.


Плоские кости выполняют в основном защитную функцию.

Они состоят из двух параллельных пластинок компактного вещества, между которыми крест-накрест располагается, как балки, губчатое вещество. К плоским костям относятся кости, образующие свод черепа.

Скелет, мышцы, надкостница, компактное, губчатое вещество кости, костномозговая полость, красный костный мозг, желтый костный мозг; костные ткани, костные пластинки, клетки, образующие кость и растворяющие кость; типы костей: трубчатые, губчатые, плоские; зоны роста трубчатых костей.

Почему скелет и мышцы относят к единой системе органов?
В чем заключаются опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц?
Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?

Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей.
Рассмотрите рисунок 18, А, Б и В. Сравните его с препаратом распила натуральной кости. Найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

1. Рассмотрите рисунок 18, Б и В. Объясните, почему перекладины губчатого вещества ориентированы по направлению сил сжатия и растяжения кости.

Лабораторная работа

Микроскопическое строение кости

Оборудование : микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете?

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?


Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей
      1. Урок по теме:
      2. «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»

Цель урока : изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей.

Задачи урока:

    образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.

    развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);

    воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).

Оборудование : распилы трубчатых костей, микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку, технологические карты учащихся

      1. Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.

3. Объяснение нового материала.

3.1.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

3. 2. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

3.3. Строение кости.

3. 3.1. Макроскопическое строение кости.

Работа со спилами.

3.2. Микроскопическое строение кости. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

5. Домашнее задание.

      1. 1. СОСТАВ И ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Учитель. «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.

8 Показ фильма (1 минута)

Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон» - «высохший»).

Кости скелета составляют пассивную

?Учитель . Ребята, что значит «пассивность»?

Предполагаемый ответ . Отсутствие собственных действий

Учитель. Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.

Мышцы составляют активную часть опорно-двигательной системы.

Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.

1.Механические функции.

Опорная функция

? Учитель . Ребята, что такое опора?

П. О. Поддержка

Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?

П. О. Тело человека

Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Защитная функция.

Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.

2.Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

      1. 2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТИ

Учитель. О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скрещенные кости и череп – знак, отпугивающий излишне любознательных, использовали пираты. В художественной литературе много черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека

Материал

Прочность на сжатие

Прочность на растяжение

Сталь

Фарфор

КОСТЬ

Гранит

Бетон

Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.

Учитель. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

? Учитель . Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости?

П. О. Кальций, фосфор, магний

Учитель. Правильно, состав кости в основном входят соли кальция и фосфора.

Учитель. Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

П. О. Белки, жиры, углеводы.

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

Демонстрация опыта

Учитель. Два дня назад я поместила куриную кость в 10% раствор соляной кислоты. Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени.

Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому я выбрала соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным.

Итак, я извлекаю кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляю остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

? Учитель.

П.О. Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность .

Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

П.О. Их можно сжечь.

Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают.

Кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

? Учитель. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

П. О. Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.

Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то гости будут слишком гибкими.

Природа, создавая костный скелет, нашла золотую середину (3:1). Поэтому кости человека достаточно прочны, чтобы выполнять возложенные на них функции.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

?Учитель. Как изменяется химический состав костей с возрастом?

Чтение учебника. Стр. 47, статья «Химический состав костей», третий абзац

П. О. С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

? Учитель . Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы? Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

П.О. У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

Учитель. Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой. Здоровье кости зависит от многих факторов, немаловажное значение имеет сбалансированное питание.

      1. 3. СТРОЕНИЕ КОСТИ
        1. 3.1. МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

Учитель. Ребята, перед вами препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем рисунок 18, А и Б (стр. 46). Сравните его с препаратом распила натуральной кости. На препарате найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей .

В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща , расположенных на ее концах

За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы , кости растут
в толщину и зарастают при переломах.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья. Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.

        1. 3.2. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

? Учитель . Ребята, какие группы тканей вы знаете?

П.О. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

Учитель . К какой группе относится костная ткань?

П. О. К соединительной

Учитель . Каковы характерные особенности соединительной ткани

П. О. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Кости скелета человека образованы костной тканью - разновидностью соединительной ткани. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость проходят многочисленные кровеносные сосуды и нервы.

Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Это межклеточное вещество кости. Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Ребята, сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу «Микроскопическое строение кости»

      1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
        1. «Микроскопическое строение кости»

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы:

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4.Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка.

Ответьте на вопросы:

1. Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, ко­торые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок, а не из листо­вого проката?

Итак, мы с вами убедились, что кости – прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную, защитную и двигательную функции. Это достигается:

1. За счет химического состава.

2. За счет макростроения.

3. За счет микростроения.

Методическая разработка урока биологии в 10 классе

Тема урока «Значение опорно­ двигательной системы. Состав и строение костей.»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и
заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: Организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для
изучения сущности скелета, строения, состава костей.
Развивающие: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся,
развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь между
строением и функциями костей; развивать наблюдательность и речь учащихся.
Воспитывающие: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения,
интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять кругозор
учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, микроскоп,микропрепараты карточки­задания, презентация к уроку,
учебник, тетрадь,
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в парах,
Личностные УУД
повторение материала и оценка знаний по теме;
1.
2. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3. развитие познавательного интереса:
Познавательные УУД

1. формирование умений выявлять межпредметные взаимосвязи костной и мышечной систем органов и анатомии с
другими предметами школьного цикла;
2. формирование умения проводить логические действия (синтез, анализ);
3. формирование умения творчески мыслить:
Регулятивные УУД
1. формирование умения осуществлять личностную рефлексию
2. формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности:
Коммуникативные УУД
1. формирование умения работать в парах;
2. формирование умения четко формулировать свою мысль;
Педагогические технологии:
­ личностно – ориентированного обучения;
­ объяснительно – иллюстративного обучения;
­ словесной продуктивной и творческой деятельности;
­ проблемное обучение
Межпредметные связи: связь с химией, медициной.
Ожидаемые результаты:
­усвоение материала в полном объёме на уроке;
­ применение полученных знаний при выполнении практических заданий;
­умение «оперировать» биологическими терминами.
1
2
Этапы урока
Организационный
момент
Деятельность учителя
Приветствие учеников. Организовать контроль начала
работы, обеспечить интеллектуальный и
эмоциональный настрой учеников на урок.
Деятельность учащихся
Стоя приветствовать учителя. Настроиться
на восприятие материала урока.
Актуализация
знаний
Учитель задаёт вопросы.
Предложить учащимся вспомнить все системы
Отвечают на вопросы учителя.

органов.
Виды тканей.
Что относится с соединительной ткани
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Слайд1
Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье.
Залогом жизни нашей
Является движение!
­ Как вы понимаете эти слова?
Ребята отвечают на вопросы
(Чем больше в жизни двигаемся, тем дольше
живем).

­ Благодаря чему мы перемещаемся в пространстве.
бегаем, прыгаем, совершаем каждый день многие
тысячи разнообразных движений?
­Движение тела происходит за счёт какой системы?

­А что составляет опорно­двигательную систему,
Что же относится к этой системе.
О чем же будем говорить?
Слайд2
Запишем тему урока
Записывают тему урока
Постановка цели
и задач урока.
В 17 веке на острове Окинава были разработаны

приемы японского карате. Завоевав остров, японцы
отобрали у местных жителей все в иды оружия,
запретили его производство и импорт. Чтобы защитить
себя, окинавцы разработали систему приемов борьбы с
помощью пустой (кара) руки (те). Методы карате
значительно отличаются от приемов других видов
самообороны без оружия. Каратист концентрирует
свой удар на очень малом участке, не делая при этом
длинных махов руками. Каратист может в течение
нескольких миллисекунд передавать в ударе мощность
в несколько киловатт и легко разбивать такие прочные
предметы, как дубовые или бетонные бруски.
­ Как может голая рука производить столь
разрушительные действия, оставаясь при этом
невредимой?
Пытаются ответить на вопрос
Выявление места
и причины
затруднения
Что для этого нужно знать Какую цель поставим?
Определяют цель урока.
Слайд3 Цель урока
Слайд4
1.Схема опорно­двигательная система: скелет­210
костей, мышцы­600, связочный аппарат
­Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета
насчитывали 360. Викинги­219 Точное количество
считают 208­210.Это зависит от индивидуальных
особенностей. У некоторых отсутствуют мелкие кости,
у других срастаются.
Отвечают на вопросы

Слайд5
2.Функции опорно­двигательной системы.
Работа по учебнику стр.64 Записать кластер
(Работа в парах) записывают кластер
Строение костей читают и записывают
кластер
Отвечают на вопросы.
Слайд6
3.Химический состав костей
Старославянское слово «кощь» («кошть») означает
«сухой». От него произошло слово «кость» и название
персонажа русских сказок ­ Кощей Бессмертный.
Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго
сохраняется в земле тысячелетиями, почти не
изменяясь.
Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной
ткани «как строительного материала» скелета человека
Материал
Сталь
552
Фарфор
250
170
КОСТЬ
Гранит
145
Дуб
59
Бетон
21
Вывод: кость по прочности уступает только твёрдым
сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших
образцами прочности, гранита и бетона.
Реализация
построенного
проекта.
Прочность на сжатие Прочность на растяжение
Работают в парах
Сравнивают таблицу и делают выводы
­Теперь попробуйте ответить на вопрос:Как может
голая рука производить столь разрушительные
Причиной высокой прочности костей

действия, оставаясь при этом невредимой
является её химический состав.
Какие вещества входят в состав кости?
Демонстрация опыта кость в соляной кислоте
Вывод: органические вещества придают эластичностьи
упругость.

Демонстрация жженая кости
Вывод: . Неорганические (нерастворимые соли кальция
и магния) придают кости твердость
Ситуация: В травмпункт местной больницы доставили
двух пострадавших: это родственники, причём один из
них отводил второго в детский сад. Оба
поскользнувшись, упали и получили – один перелом
предплечья, другой трещину голени. Как вы думаете,
кто эти пострадавшие и как вы аргументируете своё
решение?
Меняется ли состав кости с возрастом? Приведите
примеры
. Почему у детей часто встречаются искривления
костей, а у пожилых людей переломы? Почему в
вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?
Физкультминутка
Теперь проведем профилактику опорно­ двигательной
Дем опыта
Отвечают на вопросы
Обсуждают ситуацию.
Физкультминутка

системе
Слайд 7
3.Строение кости
Сопоставьте следующие факты:
1.Бедро выдерживает вертикально груз1500кг.
2Большая берцовая кость­1650кг.
3.Плечевая­850кг, коленная чашечка­ 600кг.
4.Предел прочности ребер на излом у молодых
колеблется от 85до 110 кг.
5.Кость тверже кирпича в 30 раз. Гранита­в 2,5
раза.Она прочнее дуба и почти также прочна.как
чугун.
Средняя масса скелета человека массой 70 кг.равна8­
9кг.
­ Чем объяснить высокую прочность скелета при
относительной его легкости?
Слайд8,9
Ребята, перед вами препарат распила натуральной
кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем
текст учебника
стр.67 прочитайте и заполните
рисунок
За счет чего кости растут?
Кости растут в длину и толщину (хрящ и надкостница)
Значение костного мозга.­ кровотворный орган
Ребята сопоставляют факты.
Отвечают на вопрос.
Работают с распилами костей, сравнивают с
рисунком.(Работа в парах)
Кости растут в длину и толщину (хрящ и
надкостница)
Показывают по таблице Наружное строение
костей.

Слайд10
Объяснение строение микроскопическое строение
кости

Слайд11
Остеобласты, остеокласты­ препятствуют росту
Лабораторная работа Микроскопическое строение
кости
Стр.69 инструктивная карта.
Из каждой колонны выберите по одному
соответствующему ответу, начиная с первого
Закрепление
урока.
1.Нормальная кость
2.Декальцинированная
кость
3.Прокаленная кость
Д/З
1ВD, 2БS, 3АC
А.Без
минеральных
веществ
Б.Без
органических
веществ
В.Органические
+ минеральные
вещества
С.Хрупка
D.Твердая
, прочная,
упругая
S.Мягкая,
упругая
Работа с текстом стр.67­68
Выполняют лабораторную работу
Работают по таблице Оценивают работу

Это интересно Старославянское слово кощь (кошть) означает сухой. От него произошло слово кость и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный Материал Прочность на сжатие Прочность на растяжение Сталь 552 827 Фарфор 250 55 КОСТЬ 170 120 Гранит 145 5 Дуб 59 117 Бетон 21 2 Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее ставших образцами прочности гранита и бетона. Соли кальция, фосфора, магния Белки Жиры Углеводы Кость Наличие веществ Свойства кости Неорганических Органических Прокаленная Декальцинированная ϭ. Заполните таблицу: Ϯ. Сделайте вывод о роли неорганических и органических веществ кости: Неорганические вещества придают кости… Органические вещества придают кости… 1. Рассмотрите рисунок ϭ8, А и Б ;стр. 46 2. Сравните его с препаратом распила натуральной кости. Найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость. Части кости Строение и расположение Функции Образована соединительной тканью, пронизана большим количеством кровеносных сосудов и нервов. Срастается с костью. Защитная функция, питание клеток, снабжена рецепторами болевой чувствительности. Обеспечивает рост костей в ширину и срастание после переломов Расположено под надкостницей, состоит из пластинок, которые располагаются плотно прилегая друг к другу. Они имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Обеспечивает прочность и легкость Костные пластинки в нем расположены рыхло по направлению наибольшей нагрузки. Обеспечивает легкость и прочность Красный костный мозг Желтый костный мозг Оборудование: микроскоп, постоянный препарат Костная ткань. Ход работы 1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. 2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала. 3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями. Ответьте на вопросы: 1.Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, которые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката? Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка. Итак, мы с вами убедились, что кости – прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную защитную двигательную функции. Это достигается: 1. За счет химического состава. 2. За счет макростроения. 3. За счет микростроения.

Методические инструкции СО. СО 1. Прочитайте параграф 11 учебника и ответьте на вопросы: 1. Что такое скелет? 2. На какие части он подразделяется? 3. Почему череп и скелет туловища относятся к осевому скелету?4. Как скелет человека приспособлен к прямохождению? СО 2. По таблице «Скелет человека» найдите: 1. Кости черепа. 2. Кости пояса верхних конечностей. 3. Кости пояса нижних конечностей. 4. Кости свободных верхних конечностей. 5. Кости свободных нижних конечностей. СО 3. На модели скелета человека найдите: 1. Кости трубчатые. 2. Кости губчатые. 3. Кости плоские. Определите к какому типу костей относятся: ребра, позвонки, бедренная кость, височная кость. СО 4. Рассмотрите таблицу «Строение костей»,найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костно-мозговую полость. Сравните рисунок таблицы с препаратом распила натуральной кости. СО 5. По таблице «Соединения костей» рассмотрите типы соединений костей и определите каким способом осуществляются неподвижные, полуподвижные и подвижные соединения.

Слайд 11 из презентации «Применение парацентрической технологии обучения на уроках биологии в 8 классе»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Применение парацентрической технологии обучения на уроках биологии в 8 классе.pptx» можно в zip-архиве размером 186 КБ.

Скачать презентацию

Обучение биологии

«Курс биологии» - Широкое межшкольное и разновозрастное сотрудничество, Концепция курса. Курс опирается на принципы системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Разрабатывается в содружестве с авторскими коллективами по другим предметным дисциплинам. Предоставление ученикам и учителю широкого поля выбора и творчества в изучении биологии.

«ФГОС по биологии» - Основная школа. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. О.С. Дмитриева ИКТ на уроках биологии: начинаем разговор. Рабочая программа по биологии. 5-9 классы. Биология в школе 2012. ФГОС основного общего образования. Учебно-методический комплекс по биологии. 5-9 классы.

«Проектная деятельность» - Теория и практика. Проектная деятельность на уроках. Компьютерные технологии и биология. План лекции. Литература по проблеме. Теория и практика. (технология проектной деятельности, Параметры). Технологизация информационной модели учебного процесса. Использование компьютерных технологий в обучении биологии.

«УМК по биологии» - Перечень оборудования, ключевых слов и понятий. Авторы УМК по биологии. Методику организации проектной деятельности учащихся. Вопросы и задания для учащихся. Алгоритм проведения лабораторных работ и постановки демонстрационных опытов. Подготовлен весьма ценный учебно-методический комплект. Содержательная, методическая и наглядно-иллюстративная составляющие учебника являются единым целым.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины